Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Адаптация социальная

Теории молодежи / Молодежь в обществе

Адаптация социальная – процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Социальная адаптация имеет целью обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения.

Аксиология

Энциклопедия / Теории молодежи

Аксиология (в философии, в социологии) – философская наука о ценностях.

Альтруизм

Теории молодежи / Молодежь в обществе

Альтруизм (от лат. alter — другой) — ценностная ориентация личности, направленность на бескорыстную помощь другим людям, предпочтение интересов других людей своим интересам.  

Биосоциология молодежи

Энциклопедия / Теории молодежи

Биосоциология молодежи — составная часть биосоциологии как формирующейся научной концепции междисциплинарного характера и практики исследования сложных по природе явлений современной общественной жизни, исходящие из неразрывной связи биологического и социального компонентов в жизни человека и человеческих сообществ (социальных общностей).

Возрастных групп концепция Ш. Эйзенштадта

Энциклопедия / Теории молодежи

Возрастных групп концепция Ш. Эйзенштадта — теоретическая концепция, которую выдвинул израильский социолог Шмуэль Ной Эйзенштадт (род. 1923, Варшава) в своей книге «От поколения к поколению» (1956).

Воспитание

Энциклопедия / Теории молодежи

Воспитание (в социологии) – 1) социальный институт и совокупность социальных практик, направленных на удовлетворение потребности общества в передаче от поколения к поколению ценностей и норм социальной жизни, культурных образцов, знаков и символов с целью обеспечения социального контроля, поддержания социальной солидарности и воспроизведения общественных отношений; 2) социокультурный процесс, состоящий в целенаправленном и планомерном воздействии на личность, которое характеризуется тремя основными функциями: формирует у человека ориентационные механизмы для жизни в данном обществе, создает условия для духовного и физического развития личности в соответствии с моделью отношений «воспитатель–воспитуемый», обеспечивает целенаправленную передачу социального и культурного опыта старших поколений младшим. 

Габитус

Энциклопедия / Теории молодежи

Габитус (от лат. habitus — внешний облик; habitude — привычка) — свойство личности, пассивная, предопределенная, сформированная структурой, т. е. объективными социальными условиями  структурированная предрасположенность или диспозиция и активная способность личности (группы) вносить изменения в существующие единицы (структурирующая предрасположенность).

Группа равных

Теории молодежи / Молодежные субкультуры

Группа равных (peer group) — неформальная группа, принадлежность к которой определяется какими-либо общими социально-статусными характеристиками (пол, возраст, этническая принадлежность, профессия и т. д.). В исследовательской практике понятие «группа равных» обычно применяется к возрастным группам детей и молодежи, особенно в отношении подростковых групп, где равенство статуса приобретает исключительно важное значение для каждого из членов группы.

Гуманистическая концепция молодежи И. М. Ильинского

Энциклопедия / Теории молодежи

Гуманистическая концепция молодежи И. М. Ильинского — совокупность идей и теоретических положений, выдвинутых Игорем Михайловичем Ильинским и определивших теоретико-методологические рамки научной школы социологии молодежи и молодежной политики, сложившейся в Московском гуманитарном университете в 1970–2010-е гг.

Исследовательского образования концепция И. М. Ильинского

Энциклопедия / Теории молодежи

В 2016 году И. М. Ильинский выступил с концепцией исследовательского образования (Ильинский, 2016: 17–19).

Суть концепции такова: «Организация исследовательского образования должна стать основной формой университетской, а значит, и школьной подготовки. Это главная стратегическая задача, которую должны решать наше общество и государство» (Ильинский 2016: 17

). 

Назад Вперед