Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Архив новостей

25 ноября 2016 г.

Новости

 

25 ноября 2016 г.

Все СМИ Кубы сообщили о смерти Фиделя Кастро (13.08.1926, г. Биран, пров. Ориенте, Куба – 25.11.2016, Сантьяго-де-Куба, Куба) – революционера, лидера кубинского народа.

В 1941 г. Фидель Кастро с отличием окончил школу и поступил в привилегированный колледж. После колледжа он стал студентом юридического факультета в Гаванском университете. В студенческие годы особенно увлекался революционными книгами. В 1950 г. Фидель Кастро получил диплом юриста. В 27 лет он устраивает заговор против диктатора Батисты, собирая таких же молодых противников диктатуры. Фидель Кастро – лидер Кубинской революции 1953–1959 гг. В результате борьбы к власти пришли, как правило, молодые революционеры. Например, министром обороны в 1959 г. стал 28-летний Рауль Кастро.

С. В. Луков

 

9-14 ноября 2016 г.

Новости

9-14 ноября после выборов президента США развернулись акции протеста против избранного президента Трампа, в которых активное участие приняли студенты и молодежные организации ряда крупных городов страны (Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго и др.).
С. В. Луков

24 октября 2016 г.

Новости

 
Премьер-министр Д. А. Медведев обнародовал распределение обязанностей между вице-примьерами: Виталий Леонтьевич Мутко (1958 г. р.) назначен вице-премьером по вопросам  спорта, туризма и молодежной политики. 
В этот же день состоялся "круглый стол" "Социализация: опыт изучения и отражения в электронных ресурсах". С основным докладом выступила А. И. Ковалева. В "круглом столе" участвовали члены проекта "Социология молодежи: электронная энциклопедия", а также ученые, изучающие проблемы молодежи в МГУ им. М. В. Ломоносова, РГГУ, Орловского филиала РАНХиГС и других вузов. Выступавшие показали необходимость структурирования социализации в соответствии со структурой электронных изданий. В этом направлении переделан с 2017 года электронный журнал "Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение." 
С. В. Луков
 

19–23 мая 2016 г.

Новости

 

Международная научная школа для молодежи «Концепции постчеловека в философии и технонауке»

 

На базе отдыха «Нежеголь» Белгородского государственного национального исследовательского университета работала Международная научная школа для молодежи «Концепции постчеловека в философии и технонауке». Школа была организована БелГУ и Институтом философии Российской академии наук при поддержке Российского научного фонда (грант РНФ 15-18-30057 «Гуманитарный анализ биотехнологических проектов "улучшения” человека».

Организационный комитет возглавили ректор БелГУ профессор О. Н. Полухин и член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН Б. Г. Юдин. Среди преподавателей школы – ученые, представляющие научные и образовательные организации России, Белоруссии, Бангладеш, Великобритании, Тайваня. Молодые участники школы приехали из Белгорода, Волгограда, Воронежа, Курска, Липецка, Москвы, Перми, Саратова, Санкт-Петербурга, Еревана (Армения).

На заседаниях среди прочего основная тема обсуждалась в аспекте социологии молодежи. С докладом «Улучшение человека: взгляд молодежи» выступил директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета профессор Вал. А. Луков. Он обозначил возможности теоретико-методологических подходов к изучению социальной субъектности молодежи (прежде всего тезаурусного подхода) и учета этого обстоятельства в гуманитарной экспертизе проектов «улучшения» человека. Были представлены первые материалы социологического исследования «Социальные ожидания и опасения развития технологий "улучшения” человека в молодежной среде», которое начали ИФ РАН и МосГУ в рамках проекта, поддержанного грантом РНФ. В обсуждении доклада приняли участие профессора С. М. Климова (НИУ ВШЭ), А. Д. Майданский (БелГУ), А. В. Соловьев (Рязанский госуниверситета им. С. А. Есенина), П. Д. Тищенко (ИФ РАН), Я. С. Яскевич (Белорусский государственный экономический университет), молодые участники школы.

В. А. Лапшин, Вал. А. Луков, С. В. Луков

25 апреля 2016 г.

Новости

25 апреля 2016 года в Московском гуманитарном университете прошел межвузовский «круглый стол» "Молодежь в зеркале социологии". С основным докладом выступила заведующая кафедрой социологии МосГУ профессор, доктор социологических наук А. И. Ковалева. В дискуссии выступили директор Института фундаментальных и прикладных исследований профессор Вал. А. Луков, заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН профессор Ю. А. Зубок, заместитель заведующего Центром социологии молодежи ИФПИ кандидат социологических наук С. В. Луков и др. Свои взгляды по теме круглого стола представили аспиранты и магистранты московских вузов. 
 
С. В. Луков

18 февраля 2016 г.

Новости

Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования

 

В вузы России направлено письмо Председателя Комиссии по воспитательной работе и развитию внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях высшего образования, действующей в составе Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи, в котором сообщается, что на основании п. 2.2 Протокола заседания Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи с участием членов Президиума Российского Союза ректоров от 04.09.2015 г., № ДЛ-34/09пр утвержден Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования. Проект этого документа, подготовленный межрегиональной общественной организацией «Совет проректоров по воспитательной работе высших профессиональных учебных заведений», был представлен 4 сентября 2015 г. на заседании этого Совета. Тогда он носил название «Стандарт по организации воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования». Проект Стандарта представил А. Р. Савелов, кандидат экономических наук, директор Московского студенческого центра.

На заседании, которое проходило под председательством Министра образования и науки РФ Д. В. Ливанова, было поручено Комиссии по воспитательной работе и развитию внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях высшего образования (А. Р. Савелову) совместно с Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (А. Э. Страдзе) организовать широкое обсуждение проекта Стандарта, в том числе в государственных вузах, и доработанный проект в срок до 15 ноября 2015 г. направить «в образовательные организации высшего образования для реализации воспитательной работы на его основании».

Направление Письма означает, что работа над Стандартом признана завершенной.

Вал. А. Луков, С. В. Луков

10 января 2016 г.

Новости

В Элисте вышла в свет монография «Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия (анализ 2000-2010-х гг.)»

 

В конце 2015 года в г. Элисте в Калмыцком институте гуманитарных исследований РАН вышла в свет монография кандидата социологических наук, доцента, заведующей отделом социально-политических и экологических исследований Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Людмилы Намруевой. Это «Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия (анализ 2000–2010-х гг.)». В работе обобщаются результаты социологических исследований, проведенных Калмыцким институтом гуманитарных исследований РАН за анализируемый период. Основное внимание уделено вопросам сохранения в молодежной среде основных элементов этнической культуры. Монография предназначена для широкого круга читателей, научных работников, сотрудников образовательных учреждений, представителей органов власти, общественных организаций, интересующихся вопросами развития этнических культур.

Макет издания доступен для изучения в свободном доступе в библиотеке портала «Тува.Азия».

Ч. К. Ламажаа, С. В. Луков

18–19 декабря 2015 г.

Новости

VII Орловские социологические чтения «Молодежь в современном обществе риска»

 

18–19 декабря 2015 г. Орловское отделение Российского общества социологов, орловское отделение Российской социологической ассоциации и Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ провели VII Орловские социологические чтения «Молодежь в современном обществе риска». В пленарных заседаниях приняли участие видные российские социологи, специалисты по проблемам молодежи из Москвы, Орла, Курска, Нижнего Новгорода, Минска (Беларусь), студенты и аспиранты вузов г. Орла.

Со вступительным словом выступил директор Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ доктор исторических наук П. А. Меркулов. В представленном далее докладе «Штрихи к социокультурному портрету российской молодежи» П. А. Меркулов, в частности, сообщил о подготовке в 2015 г. социологами этой образовательной организации изданий по итогам исследований молодежи г. Орла (материалы этих исследований были розданы участникам чтений).

На пленарных заседаниях прозвучали доклады, отражающие современные подходы к социологии молодежи.

Президент Российского общества социологов, заместитель директора Института социологии РАН профессор В. А. Мансуров сделал доклад «Социология молодежи: история и перспективы развития».

Руководитель Научно-образовательного центра и Центра социальной структуры Института социологии РАН профессор З. Т. Голенкова представила доклад «Социальные риски новых слоев современного российского общества».

И. В. Лащук, заведующий сектором культурных инноваций Института социологии НАН Беларуси, охарактеризовала методологию исследования и эмпирические результаты изучения молодежи как социокультурной группы в современном обществе.

Большой интерес и оживленную дискуссию вызвало выступление заведующего Отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН, профессора Ю. А. Зубок, которая известна социологическому сообществу как автор рискологической концепции молодежи. Свой доклад она посвятила теме «Рискогенность изменяющейся социальной реальности как условие социального развития молодежи».

Теме «Молодежь в классовой структуре крупного российского города России» посвятил свое выступление В. Ф. Анурин, профессор кафедры социологии и психологии Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Из докладов, представленных на пленарных заседаниях первого дня чтений, большой интерес вызвала презентация коллективной монографии «Молодежь Орловской области в 2015 году», которую представили заведующий кафедрой «Социология и психология управления» Орловского филиала РАНХиГС доктор социологических наук Н. В. Проказина и начальник отдела аспирантуры и докторантуры этой образовательной организации, кандидат экономических наук Ю. В. Дорохова.

Во второй день центральное место в обсуждении занял доклад директора Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета профессора В. А. Лукова, который был посвящен теме «Государственная молодежная политика: новые задачи, новые риски». С интересом были также встречены участниками чтений выступления доцента Орловского филиала РАНХиГС Т. В. Игнатовой о трансформации политических ориентаций молодежи, подполковника полиции, доцента Орловского института МВД РФ им. В. В. Лукьянова Е. В. Сальникова об инновационных формах профилактики экстремизма в школьных коллективах, доцента Орловского филиала РАНХиГС М. А. Бочанова о противодействии насаждению идеологии «цветных революций» в студенческой среде и др.

В рамках VII Орловских социологических чтений «Молодежь в современном обществе риска» прошли также деловая игра «Молодежные проблемы г. Орла», работа дискуссионной площадки «Социально-экономические и политические процессы в социуме: взгляд молодежи», круглый стол «Молодежь за здоровый образ жизни», студенческий диспут «Молодежная субкультура».

Материалы чтений будут опубликованы в «Среднерусском вестнике общественных наук» и других периодических научных изданиях.

С. В. Луков

16 декабря 2015 г.

Новости

«Круглый стол» «Воспитание подрастающего поколения на примере участников локальных войн и военных конфликтов: от стратегии к действию»

 

16 декабря 2015 г. в Московском гуманитарном университете состоялся «круглый стол» «Воспитание подрастающего поколения на примере участников локальных войн и военных конфликтов: от стратегии к действию», организованный Советом депутатов муниципального округа «Вешняки», Управой района «Вешняки» и Московским гуманитарным университетом при поддержке государственных органов, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных организаций Восточного административного округа города Москвы. Проведению «круглого стола» предшествовала большая работа по выработке подходов к организации программ воспитания детей и молодежи и другой деятельности в этой области на территории района «Вешняки», в Восточном административном округе с учетом принятия Правительством РФ в мае 2015 г. «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также других решений, последнего периода, закрепляющих приоритет воспитания подрастающих поколений в деятельности органов государственной власти. Необходимы встречные действия и инициативы по реализации этого стратегического приоритета, идущие от местной власти, от гражданского общества. Эти вопросы неоднократно обсуждались на встречах главы Управы района «Вешняки» П. А. Биды, руководителя аппарата Совета депутатов муниципального округа «Вешняки» А. В. Офицерова и ректора Московского гуманитарного университета профессора И. М. Ильинского, совещаниях рабочей группы, в которую вошли проректор МосГУ Е. А. Белый, директор ИФПИ МосГУ профессор В. А. Луков, председатель РОО «Московский союз организации участников войн и боевых операций» Д. И. Попов и др.

16 декабря 2015 г.В своем вступительном слове на заседании «круглого стола» ректор Московского гуманитарного университета профессор И. М. Ильинский подчеркнул значение начатой работы по формированию системы совместной деятельности муниципальных образований Восточного административного округа города Москвы, граждан, общественных объединений, направленной на воспитание подрастающего поколения, содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Он информировал участников «круглого стола» о той работе, которую с начала 1990-х годов проводил Университет, отстаивая приоритет воспитания в деятельности образовательных организаций всех уровней.

О задачах работы по воспитанию детей и молодежи в масштабах района, использовании для этого всех имеющихся ресурсов говорил в своем выступлении глава Управы района «Вешняки» П. А. Бида.

Накопленный опыт работы по воспитанию подрастающего поколения на примере участников локальных войн и военных конфликтов представили на заседании «круглого стола» и. о. председателя Совета ветеранов войны в Египте Ю. Ф. Мякишев, заместитель председателя Правления Московского городского отделения ветеранов войны во Вьетнаме В. Л. Булгаков, генерал-майор афганской армии Мансур Мохаммад Аюбхан Шарифхан, военный наблюдатель ООН А. И. Исаенко, председатель Союза ветеранов Военного института иностранных языков Е. Л. Логинов, директор музея афганской войны в Перово И. Г. Ерин.

Ветеран войны в Афганистане настоятель Крестовоздвиженского храма в селе Дарна Истринского района, протоиерей отец Константин (К. Г. Волков) особое внимание уделил вопросам формирования духовного единства молодежи.

16 декабря 2015 г.Заместитель председателя Московского Союза организаций участников войн и боевых операций по работе с учащейся молодежью Д. Ю. Пахомов, рассказал о воспитательном воздействии проекта «От солдата до генерала. Воспоминания о войне», координатором добровольцев по реализации которого он является. Его выступление дополнила участница проекта студентка Е. Сырбул. Об опыте работы по патриотическому воспитанию студентов Московского гуманитарного университета рассказали председатель Студенческого совета МосГУ Д. А. Зеленова и доцент кафедры истории О. Г. Жукова. Они особое внимание обратили на то, как строится работа по включению студентов в изучение местного материала по истории нашей страны, как решается трудная задача превращения молодого человека из объекта воспитательной работы вуза в субъекта этой работы.

Военком Перовского ОВК Е. Г. Машуков обратил внимание  на то, что основная работа по патриотическому воспитанию молодежи должна проводиться в общеобразовательной школе, и здесь особую роль играет то, как преподается история России, каково содержание учебников.

После активного обсуждения участники «круглого стола» приняли Резолюцию. В ней, в частности, предложено сформировать краткосрочные и среднесрочные комплексные планы работы по воспитанию детей и молодежи в масштабах района, округа. Такие планы должны отразить основные мероприятия, проводимые в сфере воспитания различными участниками воспитательного процесса начиная от дошкольных образовательных организаций, школ, вузов, системы дополнительного образования и до различных бизнес-организаций, общественных объединений, религиозных организаций, общественных инициатив. Для этого предварительно необходимо выявить наличные ресурсы воспитательной работы на данной территории и сформировать социальные карты ресурсного обеспечения этой работы. Предложено также для систематизации работы по воспитанию детей и молодежи в районе, округе создать объединенный штаб, включающий представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, ветеранских, молодежных и детских, иных общественных объединений, религиозных организаций, деловых организаций, расположенных на территории района, округа. В Резолюции подчеркивается, что особым направлением работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи на территории района, округа должно стать воспитание подрастающего поколения на примере участников локальных войн и военных конфликтов. Среди многих конкретных действий, намеченных в Резолюции, есть и создание на базе Московского гуманитарного университета историко-патриотического клуба школьников района «Вешняки».

Итоги «круглого стола», проходившего более трех часов, подвел ректор МосГУ И. М. Ильинский, выразивший удовлетворение результатами обсуждения и призвавший продолжить начатую районными властями и Московским гуманитарным университетом совместную работу по воспитанию подрастающего поколения, добиваясь реального движения от стратегии к действию.

Вал. А. Луков, В. А. Гневашева

7 декабря 2015 г.

Новости

7 декабря 2015 г. подведены итоги третьего в 2015 г. открытого конкурса по распределению президентских грантов некоммерческим неправительственным организациям, проводимом в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 1 апреля 2015 г. № 79-рп «Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина». Восемь операторов, определенных этим президентским распоряжением,  обработали 4416 заявок и отобрали 382 проекта:

 

ООД «Гражданское достоинство» 

73 проекта

 

ООФ «Национальный благотворительный фонд»

50 проекта

 

ООО «Российский Союз Молодежи» 

45 проектов

 

ООО «Лига здоровья нации» 

50 проектов

 

ООО "Общество «Знание» России"  

52 проекта

 

Фонд ИСЭПИ

28 проекта 

 

Союз Женщин России (СЖР)

48 проекта

 

ООО «Союз пенсионеров России»

36 проектов

 

Среди победителей — целый ряд молодежных общественных объединений, а среди поддержанных грантами проектов — немалое число тех, что направлены на работу с молодежью, воспитание детей и молодежи, включение подрастающего поколения в общественно значимые действия. Вот некоторые из организаций и проектов, получивших поддержку:

Краснодарская краевая общественная молодежная организация «Центр развития добровольчества «Новый день» (Социальный кинопроект «Стань человеком»);

Частное образовательное учреждение «КЛАСС. Тренинг. Коучинг. Консалтинг» (проект «Измерение реального влияния СМИ на когнитивные и поведенческие установки человека, c целью формирования новой информационной повестки в обществе»);

Некоммерческое партнерство «Национальная студенческая футбольная лига» (проект «Развитие студенческого футбола в России»);

Благотворительный фонд «Здоровая нация» (Международный молодежный форум «Славянское единство – 2016»);

Первичная организация студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» Профессионального союза работников народного образования и науки РФ (проект «Лицеисты»);

Межрегиональная общественная организация «Молодые депутаты» (проект «Молодежное федеральное собрание»);

Автономная некоммерческая организация «Учебно-демонстрационный центр «Вторая профессия» (Программа развития и повышения эффективности трудового воспитания молодежи через систему обучения участников студенческих отрядов дополнительным профессиональным навыкам);

Автономная некоммерческая организация «Объединение военно-патриотических и историко-реконструкторских молодежных клубов «Т.О.Р.И.» (Национальный молодежный проект «Моя альтернатива»);

Автономная некоммерческая организация «Ассоциация выпускников Президентской программы Республики Башкортостан» (Программа развития дополнительного образования, научно-технического творчества, массового спорта, межнационального сотрудничества в студенческих отрядах на 2016 год);

Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательская лаборатория некоммерческого сектора» (ЛИНКС) (проект «Школа социального проектирования»);

Ставропольское краевое отделение Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (проект «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи на историко-культурном наследии как важнейший ресурс развития России»);

Алтайское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский студенческий союз» (Правозащитный проект «Студенческий дозор»).

 

В. А. Гневашева

(по материалам сайта конкурса государственной поддержки ННО https://grants.oprf.ru/grants2015-3/) 

Назад Вперед