Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Делинквентный дрейф

Молодежь в обществе / Молодежные субкультуры

Делинквентный дрейф — термин, введенный американским социологом и криминологом Дэвидом Мацой для обозначения процесса нейтрализации правовых и моральных норм в сознании лица с делинквентным поведением путем субъективного признания этих норм в качестве неуместных и несущественных (Matza, 1964). В этом случае субъективное переопределение ситуации позволяет нарушителю правовой нормы избавиться от чувства вины или стыда, но последствием становится его постепенное сползание (дрейф) в сторону делинквентных субкультур и как итог — формирование готовности к делинквентному поведению в дальнейшем.

Десоциализация

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Десоциализация — процесс распада или деградации личности, когда социализация индивида (1) становится все более фрагментарной и утрачивает свою сложность как многосторонний социальный процесс или (2) обретает асоциальную или антисоциальную направленность. 

Доуэль

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Доуэль— вымышленный персонаж в представлении о киборгах, который определяет сюжет в рассказе (опубликован  в 1924 и 1925 г.), потом романе  (опубликован в 1937 г.) русского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева (1884–1942) «Голова профессора Доуэля». Книга была хорошо известна старшему поколению советских людей и во многом определяла отношение к экспериментам над телом человека. В отечественной социологии молодежи почти не известна, поскольку не отражает принятых в молодежной среде форм восприятия будущего, в том числе и восстановления человека по останкам нескольких погибших индивидуумов.

Дружба

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Дружба — форма духовной культуры, межличностная коммуникация, основанная на идентификации «Я» и «Другого» по значимым параметрам (общность основных принципов, ценностей, оценок, привычек, интересов, согласованность деятельности) и эмоционально переживаемая как особая близость, доверительность, надежность, прочность отношений. Дружба относится к фундаментальным ценностям человечества и на данном этапе его развития может быть отнесена к базовым потребностям человека. 

Единоборства

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Единоборства — различные системы ведения боя, схватки один на один. Единоборства условно делятся на две категории: 1) с использованием оружия; 2) с использованием только телесных возможностей человека. Единоборства разделяются на виды: 1) традиционные, 2) прикладные, 3) в спорте, 4) спортивно-боевые.

Знаки и символы молодежи

Молодежь в обществе / Молодежные субкультуры

Знаки и символы молодежи — предметы, изображения, жесты, слова (словосочетания) и другие средства коммуникации, закрепляющие в данной социокультурной среде или фиксирующие в отдельной ситуации дифференциацию молодежи от других социальных групп. Знаки и символы такого рода читаются молодыми как «свои», а представителями других групп — как принадлежащие молодежи («чужие»).

Идентификация социальная молодежи

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Идентификация социальная молодежи — это процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходящий в ходе социализации, посредством которого приобретаются или осваиваются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид.

Инклюзия в образовании

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Инклюзия в образовании (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю)  1) включение лиц с ограниченными возможностями по здоровью в систему общего и высшего образования на основе совместного обучения с остальными учащимися. Обеспечение им доступной среды обучения и проживания, влияние на социализацию людей с целью адекватного восприятия инвалидов в обществе; 2) процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Инновационно-деятельностный потенциал молодежи

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Инновационно-деятельностный потенциал молодежи — 1) способность молодежи выступать в качестве конструктора и источника изменений в материальной и духовной сфере общества, обусловленная природными новационными свойствами и сформированной у молодого человека мотивацией к поиску новых решений (творческому поиску), а также развитием необходимого для осуществления (внедрения) инноваций уровнем интеллектуального и культурного потенциалов; 2) готовность проектировать изменения в сфере мысли или деятельности, имеющие целью перемены действительных обстоятельств жизни людей — независимо от направленности, масштабов и последствий таких перемен; 3) элемент системы человеческого потенциала молодежи, отвечающий за способность данного потенциала выступать источником социокультурных изменений в обществе.

Инстаграм

Молодежь в обществе / Молодежные субкультуры

Инстаграм — (англ. Instagram) 1) социальная практика, объединяющая людей (преимущественно молодежь), увлеченных приложением для смартфонов, использующим технологию фотосъемки с последующим размещением ее в социальной сети для оценки их другими участниками, продвижения идей, товаров и услуг; 2) бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей.