Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Молодежь в обществе / Молодежные субкультуры

Делинквентный дрейф

 

Делинквентный дрейф — термин, введенный американским социологом и криминологом Дэвидом Мацой для обозначения процесса нейтрализации правовых и моральных норм в сознании лица с делинквентным поведением путем субъективного признания этих норм в качестве неуместных и несущественных (Matza, 1964). В этом случае субъективное переопределение ситуации позволяет нарушителю правовой нормы избавиться от чувства вины или стыда, но последствием становится его постепенное сползание (дрейф) в сторону делинквентных субкультур и как итог — формирование готовности к делинквентному поведению в дальнейшем.

Делинквентный дрейфМаца показывает на основе проведенного им исследования, что теории субкультуры построены на неверном утверждении о жесткой детерминации девиантного поведения несовершеннолетних групповыми нормами. В действительности многие аспекты преступности несовершеннолетних проявляются в конкретных случаях, непредвиденных обстоятельствах, в которых может играть роль совсем не некая приверженность к правонарушениям. Девиация представляется прерывистой, она подвержена «мягкой» детерминации и характеризуется дрейфом в условиях ослабленного социального контроля. При этом Маца (во второй главе книги) обращает внимание на то, что в объяснениях девиации сказывается упрощение характеристики социальной нормы. В противопоставлении нормы и девиации обычная культура рассматривается в качестве нравоучений и как монолитное образование. Соответственно, и преступление не может рассматриваться только в аспекте злонамеренности преступника. Напротив, преступник стремится отрицать преступление или преуменьшить его последствия, искать аргументы, которые его оправдывают. Этим определяется «чувство несправедливости», которым руководствуется девиант, когда ему выдвигаются обвинения в нарушении нормы (в пятой главе книги обстоятельно рассматриваются вопросы соизмеримости и сопоставимости преступления и наказания).

В заключении своего исследования (в книге это соответствует шестой главе) Маца показывает, как происходит делинквентный дрейф, показывает, как в нем находят искаженное отражение идеи и практики, которые пронизывают современное ювенальное право и систему его исполнения. В частности, Маца критически оценивает имеющий в обществе место «ювенальный фатализм» (Ibid.: 190).

Актуальным является утверждение Мацы, что делинквентная субкультура основывается на многих из тех же стандартов, что и обычные принятые в обществе правила. Отрицание закона несовершеннолетним правонарушителем - это результат его отношения к непоследовательности и уязвимости многих правовых норм. Как только ювенальная юстиция ломает его или его связь с законным порядком, делинквентный дрейф становится относительно легко оправдать.

В рамках социологии молодежи механизм делинквентного дрейфа может рассматриваться расширительно. В тезаурусной концепции молодежи Вал. А. Лукова фиксируется, в частности, что в меру устойчивости тезауруса субъективная конструкция реальности игнорирует ту или иную ошибку или оправдывает ее по аналогии с делинквентным дрейфом (Ковалева, Луков, 1999: 163; Луков, 2012: 388).

 

Лит.: Matza, D. (1964) Delinquency and Drift. N. Y. : Wiley. 199 p.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.

 

 


Д. Л. Агранат, С. В. Луков