Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Сверстники

 

Сверстники— люди одинакового возраста, ровесники. Фактически то же, что возрастная когорта, однако применение термина «сверстники» обычно предполагает иной контекст. Если о когортах в основном говорится, когда имеет место количественная стратегия исследования и рассматривается вопрос о демографической составляющей молодежной проблематики, то о сверстниках речь идет при осмыслении социокультурной стороны исследований молодежи, часто — в рамках исследований, основанных на качественной стратегии.

Тематика сверстников представлена в исследованиях проблем поколений. Группы сверстников рассматриваются как микрофакторы социализации молодежи наряду с семьей, институтами воспитания и др. (А. И. Ковалева, А. В. Мудрик, Э. Эриксон). Для социологии молодежи существенное значение имеет рассмотрение сверстников в аспекте групп равных (peer group).

В отечественной социологии молодежи применение термина «сверстники» в научном контексте связано с ранним исследованием С. Н. Иконниковой и В. Т. Лисовского, опубликованном под названием «Молодежь о себе, о своих сверстниках» (Иконникова, Лисовский, 1969). Книга содержала попытку проанализировать жизненные ценности, идеалы и интересы молодежи (в основном рабочей) по опросам, проведенным в Ленинграде в 1963–1966 гг., и стала заметным явлением в социологическом осмыслении молодежи, была переведена на 12 языков. В частности, эти исследования выявили высокую степень идентичности респондентов со своими сверстниками. К теме сверстников Лисовский обращался и в своих последних работах (Лисовский, 2000).

В образовавшихся в силу каких-то обстоятельств или искусственно созданных долговременных сообществах сверстников возникают суррогатные формы перераспределения социализационных функций, когда источником культурных норм, а в конечном счете и культурных констант, становятся представители той же генерации, что и реципиенты этих норм и констант. Правами, в традиционном социализационном процессе принадлежащими старшим (отец семейства и т. д.), наделяются руководители, старшие по должности, имеющие больший стаж пребывания в данном сообществе, неформальные лидеры, нередко сверстники и даже младшие по возрасту в отношении реципиентов норм. Такие феномены проявляются, в частности, в долговременных коллективах с однородным возрастным составом (студенты, солдаты срочной службы и т. п.), где суррогатность перераспределения социализационных функций может вести к смене содержания социальных институтов. Такова «дедовщина» в среде солдат срочной службы, по происхождению являющаяся институциональной формой взаимодействия лиц одного социального статуса в социализационном процессе, где дифференциацию социализационных ролей образует различие не в возрасте, а в том, сколько солдат уже отслужил. Дистанция между «дедом» и новобранцем во временном измерении ничтожна, но в социальном измерении это непреодолимое расстояние, такое же, как в обычных условиях между представителями разных поколений. Для армий XVIII–XIX вв. «дедовщина» была естественной, поскольку большой срок службы (например, 25-летний в российской армии) предопределял при равном воинском звании возрастное различие в масштабах целого поколения. В современных условиях она выродилась в девиацию, отражающую потребность в социальной дифференциации, обычно строящейся на возрастных различиях, там, где искусственным путем выделена общность с однородным по возрасту составом. Тематика «дедовщины» получила освещение в исследовании, проведенном в 1988 г. (Дедовщина в армии, 1991), междисциплинарном исследовании, проведенном на базе Института философии РАН и Московского гуманитарного университета в 2008–2010 гг. (Рабочие тетради…, 2008ab, 2010) и др.

 

Лит.: Иконникова, С. Н.,  Лисовский, В. Т. (1969) Молодежь о себе, о своих сверстниках: (Социол. исследование). Л. : Лениздат. 132 с.; Лисовский, В. Т. (2000) Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб. : СПбГУП. 508 с.; Дедовщина в армии (1991): (Сборник социологических документов) / сост.: С. А. Белановский, С. Н. Марзеева ; отв. ред. С. А. Белановский ; АН СССР. Ин-т нар.-хоз. прогнозирования. Высш. социол. курсы. М. 214 с.; Рабочие тетради по биоэтике (2008a). Вып. 6. Философско-антропологический анализ самоорганизации неформальных структур власти в закрытых коллективах (на примере дедовщины. Ч. 1 / под ред. П. Д. Тищенко. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 83 с.; Рабочие тетради по биоэтике (2008b). Вып. 7. Философско-антропологический анализ самоорганизации неформальных структур власти в закрытых коллективах (на примере дедовщины. Ч. 2 / под ред. П. Д. Тищенко. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 105 с.; Рабочие тетради по биоэтике (2010). Вып. 10. Философско-антропологический анализ самоорганизации неформальных структур власти в закрытых коллективах (на примере дедовщины). Ч. 4 / под ред. П. Д. Тищенко. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 106 с.

 


Вал. А. Луков