Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Эгоцентризм

 

Эгоцентризм (лат ego я + centrum центр) — воззрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное «я» человека; крайняя форма индивидуализма и эгоизма. В отличие от эгоизма, сочетающего чувственную форму с осмыслением этого качества в самых различных формах (чаще всего в рамках культуры обыденности) и соответствующим стилем жизни, эгоцентризм связан с собственно теоретическим, философским  осмыслением. Античный антропоцентризм («Человек есть мера всех вещей») еще не перерастает в эгоцентризм, так как древние греки не придавали понятию «человек» характера индивидуального «я». Значительно ближе к концепции эгоцентризма стоит труд «Государь» Н. Макиавелли (1513, опубл. 1532; Макиавелли, 1996), которого можно признать «отцом эгоцентризма». Тенденция к эгоцентризму существует в солипсизме, к которому приближались Беркли, Фихте, представители имманентной школы в философии Шуппе, Ремке, Леклер и родственные ей Мах, Авенариус, Лосский, а Шуберт-Зольдерн прямо заявлял, что он стоит на позициях «теоретико-познавательного солипсизма» (Философский словарь, 1972).  

Некоторые философы (нередко в рамках анархизма) развивали концепцию эгоцентризма в беспрецедентных формах. Таков знаменитый труд философа-анархиста М. Штирнера  «Единственный и его собственность» (1844). Штирнер утверждал: все утверждает свое дело на ничем, на самом себе (Бог, нация, государство), в то время как история человечества — это история его закабаления. Первая задача, которая стоит перед человеком, — отыскать себя: «Долой же все, что не составляет вполне Моего. (…) Для Меня нет ничего выше Меня» (Штирнер, 1994: 9). Особенно подробно он разрабатывал право на эгоцентризм молодого человека в семье и обществе.

В конце XIX в. произведения Ф. Ницше (прежде всего «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»; Ницше Ф., 1990) стали одним из важнейших источников декадентского мироощущения, в котором эгоцентризм играет видную роль. В отличие от М. Штирнера, оправдывавшего эгоцентризм, не знающий границ, Ницше исходил из социал-дарвинистской концепции, в которой идея «борьбы видов», «естественного отбора» переносилась на общество. Для Ницше борьба каждого против всех за выживание и возвышение стала не правом эгоистической личности, а священной обязанностью: чтобы выжило человечество, в нем должны остаться лишь сильные личности, которые руководствуются идеалом «сверх-человека». Ницшеанский эгоцентризм, понимаемый на бытовом уровне, весьма моден в молодежной среде и может быть предметом специального исследования социологии молодежи.

Большинство же современных исследований эгоцентризма связывается с возрастной психологией, в рамках которой источником соответствующей исследовательской проблемы называют труды Ж. Пиаже, посвященные развитию речи и мышления ребенка. Известно, что при публикации перевода книг Пиаже в СССР в 1934 г. в большом предисловии Л. С. Выготского идея эгоцентричности как ведущей черты мышления в детском возрасте решительно и аргументировано отвергалась. Значительно позже, через ученика и соратника Выготского А. Р. Лурье Пиаже узнал о критике своей концепции и ответил, изложив свою аргументацию в комментариях. Полностью все материалы этой заочной дискуссии опубликованы на русском языке в 1994 г. (Пиаже, 1994).

 

Лит.: Макиавелли, Н. (1996) Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве / предисл., коммент. Е. И. Темнова. М. : Мысль. 639 с.; Ницше, Ф. (1990) Сочинения : в 2 т. : пер. с нем. / сост., ред., примеч.: К. А. Свасьян. М. : Мысль. Т. 2. 830 с.; Пиаже, Ж. (1994) Речь и мышление ребенка : пер. с франц. и англ. / сост., коммент., ред. перевода В. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М. : Педагогика-Пресс. 528 с.; Философский словарь (1972) / под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. М. : Политиздат. 496 с.; Штирнер, М. (1994) Единственный и его собственность. Харьков : Основа. 561 с.


Вл. А. Луков. В. А. Луков