Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Эгоизм

 

Эгоизм (фр. égoïsme от лат. ego — я) — ценностная ориентация личности, характеризующаяся как себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам общественным, интересам других людей. Эгоизм выступает обычно как осознанный жизненный принцип, модель поведения, моральное качество. Эгоизм — одна из форм проявления индивидуализма. Детское себялюбие не характеризуется как эгоизм: в детском возрасте еще нет его осознания как принципа. Но уже в подростковом возрасте это осознание начинается, и нередко формирование личности вызывает гипертрофированное развитие эгоизма. Процесс социализации молодого человека корректирует эту гипертрофированность и даже сводит ее на нет, что может привести как к альтруизму, филантропии, ориентации на коллективистские ценности, так и к невротической недооценке себя и своих интересов. Но нередки и случаи сохранения эгоизма как пожизненного свойства личности.

О генезисе эгоизма можно судить по сохранившимся литературным текстам (см. Молодой герой в литературе), памятникам культуры.

Призыв церкви к смирению — одна из действенных форм обуздания эгоизма в средневековой Европе. Ситуация меняется в эпоху Возрождения. Я. Буркхардт общим признаком человека Ренессанса считал «развитой индивидуализм», а эпохи в целом — «победу безудержного эгоизма», однако развитие индивидуального начала «ни плохо и ни хорошо, но оно необходимо; внутри него находят развитие современное добро и зло — нравственный баланс, существенно отличающийся от аналогичных представлений Средневековья» (Буркхардт, 1996: 388–389). Противоречивые последствия раскрепощения человека, осознания им себя центром мира, позволившие создать величайшие памятники искусства, сделать научные открытия, совершить путешествия в неведомые земли и в то же время сделать нормой жизни эгоизм, преступления, злодейства, обман, разврат, позволили А. Ф. Лосеву говорить об «обратной стороне титанизма» Ренессанса (Лосев, 1978: 120–138). Эгоизм, поднятый до уровня государственной политики, отразился в «Государе» Н. Макиавелли. Однако осуждение эгоизма, «макиавеллизма» в произведениях Шекспира, Сервантеса, Лопе де Вега показывает, что на исходе Возрождения эгоизм воспринимается обществом в целом отрицательно. Позже эту традицию разовьют философы и писатели XVII–XVIII вв. (Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер, Мильтон, Лесаж, Вольтер, Дидро, Руссо, Смоллет).

Новый оттенок в понимании эгоизма возникает в трудах философов XVII–XVIII вв., разрабатывавших теорию общественного договора. Т. Гоббс видел в таком договоре возможность преодолеть природный человеческий эгоизм («Человек человеку волк»). К. А. Гельвеций развил теорию интересов, в которой в смягченной форме представал эгоизм. В целом для эпохи становления капиталистического строя, во многом и для Просвещения характерно отношение к эгоизму как универсальному мерилу человеческой активности; эгоизм выступает как важный этический принцип в утилитаризме (И. Бентам, Дж. С. Милль); идеи «разумного себялюбия» отстаивает П. Гольбах. Эта линия нашла отражение и в революционно-демократической литературе России. Так, Н. Г. Чернышевский развил в романе «Что делать?» оказавшую огромное влияние на молодое поколение России теорию «разумного эгоизма» (Чернышевский Н. Г., 1975). Напротив, для И. Канта эгоизм — выражение злого начала в человеке. Для философии XIX–XX вв. проблема эгоизма — одна из важнейших, она, в частности, тесно связана с вопросом о социальной справедливости. Широко представлена и апологетика эгоизма (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, М. Штирнер и др.).

Эгоизм получил разностороннее освещение в гуманитарных науках, особенно в психологии и педагогике. Так, З. Фрейд ввел понятие эгоизма в свою концепцию сновидений (Фрейд, 2007), которые он считал «эгоистическими», поскольку в них всегда присутствует собственное «Я», и противопоставил эгоизм нарциссизму: эгоизм, или Я-интерес, — это нагруженность влечениями «Я», нарциссизм — нагруженность сексуальными влечениями (Лапланш, Понталис, 1996: 580). Линия на преодоление эгоизма посредством формирования коллектива наиболее основательно развита в педагогике А. С. Макаренко и его последователей.

Эгоизм как черта личности заметно выражена в структуре личности и социальном поведении молодого человека в обществе риска, что связывается исследователями с утерей в системе социальной регуляции современного общества опоры на традицию и необходимостью самостоятельно принимать решения относительно выбора этических норм. Подобного рода феномены проявляются в многочисленных ситуациях в странах, находящихся в состоянии перехода к другому общественному строю и характеризующиеся социальной аномией, что, в частности, относится к России и странам — бывшим республикам СССР. Во многих социологических исследованиях среди российской молодежи, проведенных в 1990–2010-е гг., делается вывод о тенденции к индивидуализму как жизненной установке новых поколений. Смена строя в России привела к гипертрофированному развитию эгоизма, что нехарактерно для русского менталитета.

В социологии также принято рассматривать эгоизм как установку и действие некоторой группы, социальной общности, например, этнической, гендерной и т. д. В этом ключе рассматривается и возрастной эгоизм. Он, в частности, может выражаться и как эгоизм молодежный (стремление молодежи достичь успеха, решить свои проблемы без учета ограниченности общественных ресурсов и, таким образом, за счет других возрастных групп). Упреки в молодежном эгоизме постоянно сопровождают исследовательские проекты и практически-управленческие действия, направленные на развитие государственной молодежной политики.

Но и у российской молодежи исследователями отмечается широко распространенное убеждение, что современное молодое поколение характеризуется эгоизмом. В этому обстоятельству повышенное внимание социологов молодежи возникло после публикации Аналитического доклада Общественной палаты Российской Федерации «Социальный портрет молодежи Российской Федерации» (2011 г.), который показал, что в молодежной среде прочно укрепились индивидуалистические ценности. При этом наименее действующими нравственными установками являются бескорыстие, помощь обездоленным. Среди недействующих заповедей — совесть, честность, справедливость, запрет на присвоение чужого имущества. Отвергаемые молодежью общественные ценности, как показано в аналитическом докладе, — единство, интеграция, справедливость, законность. Последние места в рейтинге ценностей занимают патриотизм и межнациональный мир. Анализируя итоги этого исследования, И. М. Ильинский представляет портрет среднестатистического молодого человека нынешней России: «Портрет этот выглядит так: уверенный в себе оптимист, ярко выраженная индивидуальность, коммуникабельный, старающийся быть активным и бескорыстным. На первый взгляд получается неплохо… Но при этом — не всегда честный; скорее жадный, чем щедрый; скорее жестокий, чем сострадающий; чаще проявляющий злость, чем доброжелательность. Иными словами, лидирующими чертами молодежи являются отрицательные качества — равнодушие, злость, хамство, зависть, лень, жадность, а среди всех этих отрицательных психологических характеристик выше всех, на первом месте — эгоизм. Так считают 58% опрошенных студентов и школьников» (Ильинский, 2011: 6).

Эта картина свидетельствует об укреплении индивидуализма и сопутствующего ему эгоизма  как наиболее характерного основания ценностных ориентаций в молодежной среде. В других исследованиях, в том числе Института социологии РАН, Института социально-политических исследований РАН, ведущих вузов, эта тенденция подтверждается. Многолетние исследования Московского гуманитарного университета показывают, что «хорошую жизнь» около ¾ студенческой молодежи связывают преимущественно с материальным благополучием, хорошей семьей и здоровьем. Альтруистическая позиция встречается крайне редко (около 7%).

См. также:  Эгоцентризм.

 

Лит.: Ильинский, И. М. (2011) Воспитание в индивидуализированном обществе // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 3–8; Луков, Вл. А. (2003) История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М. : Академия. 511 с.; Буркхардт, Я. (1996) Культура Италии в эпоху Возрождения. М. : Юристъ.  591 с.; Лосев, А. Ф. (1978) Эстетика Возрождения. М. : Мысль. 623 с.; Чернышевский, Н. Г. (1975) Что делать? Л. : Наука. 875 с.; Фрейд, З. (20077) Толкование сновидений. М. : Академ. проект. 511 с.; Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. (1996) Словарь по психоанализу. М. : Высш. школа. 623 с.

 


Вал. А. Луков, Вл. А. Луков