Танцы
Танцы — социальная практика,
а также вид коммуникации в молодежной среде, в основе которого лежит ритмическое
движение под музыку. Танцы в этом смысле следует отличать от «танца» как вида
искусства, средство создания художественного образа в котором — движение и позы
тела исполнителя (обычно профессионального танцовщика). Танец как вид искусства
достаточно давно оторвался от естественного движения (с созданием в 1661 г. Французской
Академии танца, установившей правила хореографии, основанные на выворотности
ног, ряде фиксированных поз рук и ног и т. д.). Хотя и в этом значении понятия
прослеживается тесная связь с молодостью (в профессиональном балете возраст
выхода на пенсию балерин 35 лет), а жизненные траектории молодежи, оказавшейся
в мире танца (будь то классический или авангардный балет, бальный танец,
народный танец, художественная гимнастика, фигурное катание, мюзик-холл,
оперетта, мюзикл и т. д.), как правило, специфичны и образ жизни такой молодежи
обладает чертами субкультур, под словом «танцы» в повседневности понимается
нечто иное:
1. Танцы — коммуникативная форма, которая не требует от участников специальной подготовки (или такая подготовка может быть получена достаточно просто, с показа). Но даже в простейших по движению (переступание с ноги на ногу и т. п.) танцах существуют правила, которые необходимо освоить и соблюдать танцующим. Так, медленные танцы обычно исполняются попарно, их назначение — сексуально ориентированный контакт, проверка ощущений от близости с данным партнером (форма тела, запахи, косметика и т. д.), при положительных импульсах — завязывание знакомства. Быстрые танцы нередко исполняются в группе, ими фиксируется некоторый солидарный круг, а в парном исполнении такие танцы имеют своим назначением демонстрацию партнерами силы, ловкости, выносливости, жизнерадостности. Танцы как социальная практика в молодежной среде в целом выполняют функции выбора сексуального партнера и поддержания групповой солидарности. Они неразрывны с социальными практиками добрачного ухаживания.
2. Танцы встроены в ориентационные механизмы молодых людей, разделения «своих–чужих» (см. также Тезаурусная концепция молодежи). Выбор «своей» танцевальной музыки является одной из наиболее часто встречающихся и очевидных форм самоидентификации в молодежной среде. Позитивное отношение к рэпу, «хеви металл» или иному музыкальному стилю (а это и ориентация на определенный танцевальный стиль) является маркером в спонтанном группообразовании молодежи. Такие музыкальные и танцевальные стили ревностно оберегаются их носителями от «чужих», что составляет одну из форм жизни в пространстве субкультуры. В частности, в становлении хип-хоп культуры немалую роль сыграли т. н. танцевальные войны — соревнования уличных команд на лучшее исполнение брейк-данса.
3. Танцы в определенных условиях приобретают институциональные характеристики и являются устойчивой формой проведения молодежью своего досуга. В этом отношении Танцы неотделимы от танцплощадки, ими могут завершаться различные официальные мероприятия, дружеские встречи и т. п.
Танцы как форма поддержания
групповой солидарности известны с глубокой древности, они сохраняются в
традиционных культурах и сегодня. Подобно этому и коммуникативные функции танцев
восприняты из социальных практик далеких эпох и воспроизводятся молодежью по
тем же моделям, которые обнаруживаются в народных традициях и обычаях. Развитие
танцевальных движений всегда имело определенную зависимость от этно-национальных
и социокультурных факторов, от представлений в обществе о социальной норме. Так, танец
аристократов XVI–XVIII вв.
наполнен поклонами кавалеров и реверансами дам (Луков, 2006), в это время не
мог бы в этой среде появиться вальс, который и в менее чопорном XIX в. первоначально
воспринимается общественным мнением как непристойный (из-за близкой дистанции
партнеров). Подобным же образом привезенное впервые в Европу в 1907 г. аргентинское
танго, быстро распространившееся в салонах, было осуждено Ватиканом как танец «варварский и разрушающий семью»,
танго было запрещено в ряде стран за аморальность. Общественное мнение критически
оценивало распространение в молодежной среде чарльстона (начало ХХ в.),
буги-вуги (1950-е гг.), твиста (1960-е гг.), шейка (1970-е гг.). В СССР эти танцы
(и еще более рок-н-ролл) оценивались как разлагающее молодежь влияние Запада,
что еще раз показывает значимость для общества того, чтó и как танцует
молодежь. Фактически в танцах выражается важная сторона социализированности
молодого поколения.
Танцы занимают важное место в обыденной жизни молодых людей и существенно влияют на их символический и предметный мир (Луков, 2002, 2012). Путь сбора и анализа такого рода материала обозначился в трудах представителей Чикагской социологической школы (в частности, в исследовании платных танцзалов, проведенном П. Дж. Гресси (Gressy, 1932). Особое значение танца как формы освоения молодежью социальности показано в работах Ф. Тенбрука (Tenbruck, 1965). В отечественной социологии молодежи тематика символического значения танцев представлена в работах по молодежным субкультурам. Но повседневное и повсеместное бытование танцкв как коммуникативного и ориентационного средства в молодежных социальных практиках, нередко институционализированного (например, в дискотеках, ночных клубах и т. п.), остается исследованным лишь фрагментарно.
Лит.: Gressy, P. G. (1932) The Taxi-Dance Hall. Chicago. 334 p.; Tenbruck, F. (1965) Jugend und Gesellschaft. Soziologische Perspektiven. Freiburg. 135 S.; Луков, В. А. (2002) Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. № 10. С. 79–87; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Луков, Вл. А. (2006) Предромантизм. М. : Наука. 683 с.