Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Организация образовательная

 

Организация образовательная – 1) искусственно созданное объединение людей для осуществления образовательной деятельности, имеет ограниченное членство; 2) некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Второе значение понятия «организация образовательная» применено в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., который вступил в силу с 1 сентября 2013 г. В том же законодательном акте используется и более широкое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность», которое включает «образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение» (подразумеваются организации, для которых обучение не является главной целью деятельности). К осуществляющим образовательную деятельность приравниваются «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность».

Образовательные организации являются элементами системы образования наряду с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленности; педагогическими работниками, обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;  федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, созданными ими консультативными, совещательными и иными органами; организациями, осуществляющими обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; объединениями юридических лиц, работодателями и их объединениями, общественными объединениями, осуществляющими деятельность в сфере образования, социальными отношениями и социальными связями между элементами.

Организации образовательные, функционирующие в России, реализуют образовательные программы по следующим уровням:

А) общее образование:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Б) профессиональное образование:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура, адьюнктура);

В) дополнительное образование, которое включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Дошкольные образовательные организации с 2013 г. осуществляют свою деятельность на основе федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г., Электр. ресурс).

Образовательные организации классифицируются по ряду критериев. По организационно-правовым формам выделяют государственные, муниципальные и частные образовательные организации. По образовательным программам, реализация которых является основной целью образовательной организации, различают  1) дошкольные образовательные организации (образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми); 2) общеобразовательные организации (образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования); 3) профессиональные образовательные организации (образовательные организации, осуществляющая в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования); 4) образовательные организации высшего образования (образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность); 5) организации дополнительного образования (образовательная организации, осуществляющие в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам); 6) организации дополнительного профессионального образования (образовательные организации, осуществляющая в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам).

Образовательные организации классифицируются также по содержанию образовательных программ, специальным условиям их реализации и (или) особым образовательным потребностям обучающихся, а также дополнительно осуществляемым функциям, связанным с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

В повседневности и в научных коммуникациях используются следующие синонимы понятия «организация образовательная»: детские сады, школы, гимназии, лицеи, училища, колледжи, вузы, университеты, академии, институты.

Образовательные организации обладают разной степенью социального престижа. Общественное признание обеспечивается качеством образования, педагогическим составом, наличием специфики в образовательной деятельности (обучение иностранному языку и/или дополнительному иностранному языку; возможности стажировок в других (чаще зарубежных образовательных организациях), участие и победа обучающихся в различных всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах и т. д.). Социальный престиж как общественная оценка является результатом более или менее продолжительной деятельности организации образовательной. О социальном престиже некоторых организаций образовательных высшего профессионального образования (МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет) свидетельствует их «особый статус», закрепленный в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Из российских 950 вузов 10  имеют статус «федеральный университет», 27 – «национальный исследовательский университет», что уже определяет их как  более престижные по отношению к областным, городским вузам и их филиалам (Список победителей первого конкурсного отбора…, Электрон. ресурс; Список победителей второго конкурсного отбора…, Электрон. ресурс). Престиж образовательной организации становится целью ее менеджмента (Клюйкова, 2000).

Общее влияние системы образовательных организаций на социальную структуру, социальные институты и процессы, роль школы и вуза в профессиональных траекториях молодежи, субъективное мнение обучающихся об образовательных организациях и другие вопросы, относящиеся к таким организациям, изучается в исследованиях в рамках социологии молодежи и социологии образования. Ряд таких исследований носит мониторинговый характер («Российский вуз глазами студентов», 2000–2009; «Первокурсник Московского гуманитарного университета», с 2004 г., исследование продолжается, и др.). Активную исследовательскую работу по этой группе проблем ведут А. Л. Арефьев, В. А. Гневашева, В. И. Добрынина, М. Н. Горшков, И. М. Ильинский, Д. Д. Константиновкий, А. И. Ковалева, Т. Н. Кухтевич, Ф. Э. Шереги и другие российские социологи.

 

Лит.: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (Дата обращения 10.07.2015); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 12.07.2015); Клюйкова, Н. И. (2000) Педагогическое руководство становлением престижа образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук. СПб. 271 с.; Список победителей первого конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет».[Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/455 (Дата обращения 5.05 2015 г); Список победителей второго конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет».[Электронный ресурс] // URL:http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/933 (дата обращения 5.05.2015 г.).

 


Н. А. Селиверстова