Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Инновационно-деятельностный потенциал молодежи

 

Инновационно-деятельностный потенциал молодежи — 1) способность молодежи выступать в качестве конструктора и источника изменений в материальной и духовной сфере общества, обусловленная природными новационными свойствами и сформированной у молодого человека мотивацией к поиску новых решений (творческому поиску), а также развитием необходимого для осуществления (внедрения) инноваций уровнем интеллектуального и культурного потенциалов; 2) готовность проектировать изменения в сфере мысли или деятельности, имеющие целью перемены действительных обстоятельств жизни людей — независимо от направленности, масштабов и последствий таких перемен; 3) элемент системы человеческого потенциала молодежи, отвечающий за способность данного потенциала выступать источником социокультурных изменений в обществе.

Тема способности выстраивать ориентацию в окружающей среде путем создания нового знания, которая выражает инновационность потенциала молодежи, в научной литературе обсуждается широко. Концепции инновационности молодежи выдвигает ряд авторов, например, известные представители научной школы Московского гуманитарного университета: И. М. Ильинский (Ильинский, 2001) и Вал. А. Луков (Луков, 2011; 2012), рассматривающие молодежь как особую социальную группу, способную выступать в качестве ресурса общественно развития и преобразования. Исследования возможностей социального инновационного проектирования в молодежной политике на региональном уровне проведены Г. А. Лукс (Лукс, 2003; 2005). Инновационный потенциал молодежи анализируется в работах таких российских исследователей, как С. В. Полутин (Полутин, 2000), О. Н. Вершинская (Вершинская, 2010), Т. С. Борисова, С. Б. Куликов (Борисова; Куликов, 2012), А. Б. Докторович (Докторович, 2006), И. П. Савченко (Савченко, 2002), Е. Ю. Нос, О. В. Каракулова (Нос, Каракулова, 2010), Э. К. Погорский (Луков, Погорский, Тихомиров, 2011), В. А. Лапшин (Лапшин, 2013abc) и др. С учетом молодежного аспекта провели изучение инновационного потенциала Р. Ф. Вагапова (Вагапова , 2007; 2010), М. В. Владыка (Владыка, 2009), О. И. Иванов, С. А. Иванов и А. Д. Шматко (Иванов О., Иванов С., Шматко, 2011), Г. И. Жиц (Жиц, 1999), О. Г. Голиченко (Голиченко, 2006) и др.

Инновационный потенциал молодежи характеризуется социологами с разных позиций. Так, например, С. В. Полутин трактует процесс социализации молодежи сквозь призму инновационности как «процесс последовательного освоения ею качественно новых и более сложных видов социальной деятельности, каждый из которых характеризует статусное место субъекта в системе социального воспроизводства» (Полутин, 2000: 141). А. Б. Докторович рассматривает инновационность молодежи как одну из основ для значимых социальных изменений (Докторович, 2006).

Тем не менее, в теориях молодежи до сих пор недостаточно исследованы вопросы механизма оценки инновационной деятельности, ее эффективности, степени развития инновационного потенциала молодежи. Вал. А. Луков подчеркивает, что проблема инновационного потенциала молодежи очевидна и в то же время вовсе не так ясна. Он предлагает разводить на понятийном уровне и на уровне социальных технологий и постановки задач практического характера новационные свойства,  инновационный потенциал и инновационные возможности молодежи (Луков,  2011, 2012). Новационные свойства, полагает он, присущи молодежи во все времена, это ее атрибут. На этой основе и происходит естественноисторический процесс преемственности и социокультурной эволюции. Новация в данном случае — все, что молодой человек придумает, сотворит, в том числе методом эксперимента, и что отличается от опыта старшего поколения. Новационная деятельность включает в себя определенный риск и в то же время обусловлен стремлением к творческому самовыражению. Инновация же понимается Вал. А. Луковым как качественно новая ступень, в отличие от новации. Это не просто придуманное новое, а новое внедренное или, по крайней мере, приготовленное к внедрению в жизнь (там же). Тем самым исследователь подчеркивает важные характеристики инновации: ценность (для общества) и процесс внедрения (который также регулируется обществом).

Инновационный потенциал молодежи с точки зрения тезаурусного подхода может быть раскрыт через изучение условий, которые сложились в обществе для мотивирования молодежи к инновационной деятельности, для реализации этой инновационной деятельности (отношения общества к инновациям — положительном или отрицательном), а также в уже имеющемся результате инновационной деятельности (количестве инновационных проектов, предложенных и реализованных молодыми) (Лапшин, 2013c). Соответственно, в качестве характеристик инновационно-деятельностного потенциала выделяются: новационные свойства молодежи; мотивация к созданию и внедрению новаций и инноваций; участие в практической инновационной деятельности; степень развития интеллектуального и культурного потенциалов.

Развитие и формирование данного потенциала у молодежи можно представить в виде пирамиды. Каждая из характеристик инновационно-деятельностного потенциала выступает в качестве ступени данной пирамиды.

Так, новационные свойства представляются в данной схеме, как базовый фундамент, основание пирамиды, так как это природное свойство присущие всей молодежи.

Второй уровень пирамиды — это мотивация к созданию и внедрению новаций и инноваций. При этом речь будет идти не обо всей молодежи, так или иначе мотивированной на инновационною деятельность (что сделало бы исследование почти невозможным), а той, что выбрала для себя путь развития инновационного потенциала, через систему высшего образования. И соответственно обладает (или будет обладать) необходимым для осуществления инноваций уровнем образования (развития интеллектуального потенциала).

Переход на третий уровень пирамиды инновационно-деятельностного потенциала достигается за счет включения молодого человека в практическую инновационную деятельность.

Четвертый уровень — это внедрение собственных инноваций, которое в нашей работе рассматривается в двух направлениях: 1) проведение научно-исследовательской работы которое формально заканчивается присвоением ученой степени, 2) регистрация патента на инновацию.

Инновационно-деятельностный потенциал молодежи, по мнению ряда исследователей, является ресурсом, принципиально необходимым современному обществу, особенно в ряде наукоемких производств, однако если его формирование, развитие в России находятся в поле внимания учреждений образования, социальной политики, то его широкая реализация затруднена в силу ряда причин. Основными причинами являются: слабость государственной молодежной политики в части реализации инновационно-деятельностного потенциала и упрощения возможности перехода с одного уровня пирамиды формирования и развития инновационно-деятельностного потенциала на другой; отсутствие мощных молодежных общественных объединений заинтересованных в данном процессе; доминирование в тезаурусе молодежи ценностей, ставящих на первое место более доходную работу, в ущерб творческой и инновационно-направленной, а также развлекательность как образ жизни. Каждая воплощенная молодежная инновация показывает достижимость целей, реализации идей, порожденных новационностью молодежи, что подает позитивный пример другим представителям данной группы, становится источником мотивации развития человеческого потенциала.

Инновационно-деятельностный потенциал находится в тесной взаимосвязи с другими потенциалами, в совокупности образующих человеческий потенциал. В частности, достижение более высоких уровней пирамиды инновационного потенциала маловероятно (или связанна с большими трудностями преодоления порога) без достижения соответствующего уровня интеллектуального потенциала, а также появления необходимых ценностных ориентаций в тезаурусной конструкции молодежи, т. е. уровня развития культурно-ценностного потенциала.

 

Лит.: Борисова, Т. С., Войтеховская, М. П. (2012) Взаимодействие государственных и общественных институтов, ориентированное на создание среды проявления социально ответственных инициатив учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. № 8. С. 65–71; Борисова, Т. С., Куликов, С. Б. (2012) Формирование инновационного поведения молодежи институтами социального воспитания // Вестник ТГПУ. № 8. С. 47–52; Вагапов, Р. Ф. (2007) Инновационный потенциал. Уфа : Изд-во Мин-ва промышленности и инновационной политики РБ; Вагапов Р. Ф. (2010) Территория инноваций. Уфа: Изд-во Мин-ва промышленности и инновационной политики РБ; Вершинская, О. Н. (2010) Инновационное развитие личности // Инновационный потенциал современной молодежи: проблемы и условия развития : материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф., 21 окт. 2010 г. / отв. ред. М. И. Лучинина, Е. В. Митягина. Киров : Изд-во Вятского гос. гуманитарного ун-та; Владыка, М. В. (2009) Инновационный потенциал вузов как фактор конкурентности экономического развития [Электронный ресурс] // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. № 10–11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-vuzov-kak-faktor-konkurentnosti-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения: 12.06.2015); Голиченко, О. Г. (2006) Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М. : Наука. 396 с.; Докторович, А. Б. (2006) Человеческий потенциал // Социальная политика. Энциклопедия / под ред. Н. А. Волгина, Т. С. Сулимовой. М. : Альфа-Пресс. С. 401–403; Жиц, Г. И. (1999) Инновационный потенциал. Саратов : Сарат. гос. техн. ун-т. 132 с.; Иванов, О. И., Иванов, С. А., Шматко, А. Д. (2011) Формирование инновационной составляющей человеческого потенциала экономики северо-запада России // Проблемы современной экономики.. № 1. С. 209–214; Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. М. : Голос. 694 с.; Лапшин, В. А. (2013a) Проблема источников социокультурных изменений в социальных теориях XVIII–XXI веков // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 259–264; Лапшин В. А. (2013b) Исследование инновационного потенциала студенчества России, через механизм реализации инновационной деятельности // Научные труды Московского гуманитарного университета. М. : Изд-во Социум, Вып. 145. С. 101–105; Лапшин В. А. (2013c) Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений : дис. ... канд. филос. наук. М. 153 с.; Луков, В. А. (2011) Инновационный потенциал: возможно ли его считать атрибутом молодежи // Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений / под общ.ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Вып. 1. С. 7–16; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 527 с.; Луков, В. А., Погорский, Э. К., Тихомиров, Д. А. (2011) Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 231–236; Лукс Г. А. (2003) Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара : Самар. ун-т. 278 с.; Лукс, Г. А. (2005) Социальное инновационное проектирование в молодежной политике: социологический анализ : автореф. дис… д-ра социол. наук. Н. Новгород, 2005. 45 с.; Нос, Е. Ю., Каракулова, О. В. (2010) Коммуникативные особенности инновационно- и предпринимательски-ориентированных молодых людей // Вестн. Том. гос. ун-та. № 336.  С. 177–179; Полутин, С. В. (2000) Молодежь в процессе социального воспроизводства (системный анализ) : дис. ... д-ра социол. наук. Саранск. 386 с.; Савченко, И. П. (2002) Молодежная политика как социальное управление. М. : СКНЦ ВШ.  250 с.

 


В. А. Лапшин