Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Читатель молодой

 

Читатель молодой – представитель социально-демографической группы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет, использующий социальные практики чтения в досуговой, учебной и профессиональной деятельности. Группу молодых читателей преимущественно составляют учащиеся школ и студенты вузов.

Гендерная диспропорция в группе молодых российских читателей (преобладание женского пола) – факт, фиксируемый с XIX в. (Чехов, 2007: 373). По результатам социологических исследований доля читателей-девушек среди студенток составляет 70%, читателей-юношей среди студентов мужского пола — 45% (Селиверстова, Юмашева, 2009).

Молодой читатель в своем большинстве является представителем семьи с высоким образовательным капиталом, читающей семьи. Однако и семьи с высоким образовательным капиталом  не демонстрируют даже простого воспроизводства группы читателей. Среди «детей» читателей, использующих социальные практики чтения в досуговой деятельности, меньше, чем среди «отцов» (более 90% матерей и около 80% отцов) (Селиверстова, Юмашева, 2009).

Основы современной методики изучения читателей в России, их классификаций были заложены Н. А. Рубакиным. Читатель, согласно концепции Н. А. Рубакина, есть факт юридический, экономический, исторический, географический, психологический, анатомический и физиологический, химический и физический, а также космический; «факт единый и нераздельный» (Рубакин, 1975: 134–135). Сходство и различие интересов читателей, обусловленное социальными, экономическими, интеллектуальными и другими причинами, определяют характер восприятия читателем авторского замысла.

Одной из центральных проблем изучения читателей в России, в том числе молодых, остается их дифференциация и разработка научно обоснованных типологических критериев.

Постановка вопроса об обучении чтению позволяет представителям педагогической науки делить читателей на квалифицированных и неквалифицированных (Светловская, 1993: 26). В данном контексте квалифицированным читателем обучаемому позволяет стать обучение чтению, построенное как процесс формирования у обучаемого типа правильной читательской деятельности, и как следствие – читательской самостоятельности Чтение как практики досуговой деятельности предполагает выделение различных групп среди читателей книг, гораздо большее, чем чтение как технология обучения, получения высшего образования. Основаниями для классификаций чаще всего служат такие показатели как регулярность чтения, читательские предпочтения. Выбор оснований для классификаций определяется социокультурными условиями общественного развития. В России XIX в. читателей условно делили на три группы: кто читал иностранную литературу в подлиннике, на языках оригинала; те, кто читал преимущественно (или только) на русском языке и читателей «из народа» (Седова, 1997: 67). У каждой группы был свой круг досугового чтения (и книги, и периодика).

В настоящее время среди читателей по регулярности чтения выделяют активных читателей (прочитывающих не менее 1 книги в месяц), неактивных (читающих на каникулах, в отпуске и т. д., но не менее 1 книги в год) и практически не читающих (их чтение не поддается учету в силу его крайней редкости, ситуативности) (Седова, 1997: 70). По потребностям читателей делят на прагматических, престижных, экзистенциальных (Стефановская, 2009).

Читателей соотносят с различными группами по видам литературы (авангардная, классическая, массовая), уделяя пристальное внимание читателям массовой литературы. Данная группа читателей «не обладают никакой эстетической подготовкой, они не заняты искусствоведческой рефлексией, не ориентированы при чтении на критерии художественного совершенства и образ гениального автора-демиурга» (Гудков, Дубин, Страда, 1998: 48).

Снижение доли массового читателя привело к уменьшению количества регулярно читающих в России. По мнению В. Д. Стельмах, массовый читатель как самая большая группа, никогда не задавала культурных норм, но следовала сложившимся стереотипам мнения и правилам культурного поведения. Данная группа обеспечивала прочность «фундамента культуры», его ригидность и устойчивость общепризнанных культурных ориентаций. Социокультурная трансформация российского общества, приведшая к аномии, повлияла на поведении именно этих групп (Стельмах, 2004: 73–74).

В настоящее время большое практическое значение для создателей и производителей книг приобретают различные классификации и типологии читателей по личностным характеристикам, мотивам чтения, традиционные социально-демографические типологии читателей требуют уточнения и доработки.

Читатель молодой формируется под влиянием новых информационных технологий. Он уверенный пользователь персонального компьютера, имеет несколько гаджетов (электронную книгу, планшет, смартфон), позволяющих ему не только читать тексты в электронном формате, но и скачивать книги, другие тексты из Интернета, пользоваться электронными библиотечными системами, обсуждать прочитанные тексты. По данным ВЦИОМ, в 2009 г. 11% читателей скачивали книги из Интернета, читали в Интернете (Пресс-выпуск № 1780, Электр. ресурс). Еще в 2008 г. 33% студентов пользовались Интернетом как источником книг, статей и других текстов.

Интернет активно используется молодыми читателями для обсуждения прочитанных книг (блоги писателей, форумы на сайтах электронных библиотек, издательств, периодических изданий, личных сайтах писателей и т. д.). Наиболее интересными по отбору литературы и интеллектуальному уровню собеседников названы следующие форумы: Классический литературный форум «Слова, слова, слова...» (www.slovaslovaslova.ru); Литературно-образовательный проект Татьяны Семеновой «Фаэтон» (www.faet.ru/); Литературный форум «Беседы о литературе» (litforum.ru); Литературный форум «В вихре времен» (mahrov.4bb.ru); Литературный форум для любителей книг на сайте «Клуб любителей чтения и книг (www.bookmag.ru); Литературный форум: обсуждаем стихи, прозу, критику (forum. obshelit.ru) и другие (Кондратьева, Самохина, 2011: 14). Интернет является средством формирования и функционирования сообществ молодых читателей.

 

Лит.: Гудков, Л., Дубин, Б., Страда, В. (1998) Литература и общество: введение в социологию литературы. М. : РГГУ.  80 с; Книги, которые мы читаем … и не читаем // Пресс-выпуск № 1780 [Электронный ресурс] URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111694  (дата обращения 30.09.2015); Кондратьева, О. Н., Самохина, М. М. (2011) Молодые читатели в Интернете. М. : Рос. гос. б-ка для молодежи. 154 с.; Рубакин, Н. А. (1975) Среди книг // Избранное. Т. 1. М. 298 с.; Светловская, Н. Н.  (1993) Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. М. : Магистр. 180 с.;  Седова, Э. П. (1997) Кто покупает книги в России: покупательский спрос различных слоев населения Российской Федерации // Книжное дело. № 2–3. С. 63–72; Селиверстова, Н. А., Юмашева, Н. Д. (2009) Чтение в студенческой среде: опыт социологического исследования. М. : Рос. кн. палата. 108 с.; Селиверстова, Н. А. (2014) Штрихи к портрету молодого читателя // Трансформация идеи гражданского общества в контексте социальных изменений : сборник статей по материалам первой Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 30 октября 2014 г. / отв. ред. Ю. А. Зубок. Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». С. 287–289; Стельмах, В. Д. (2004) Массовое чтение: 1994–2004 // Чтение: проблемы поддержки и развития : сб. статей по материалам Всерос. конференции (Санкт-Петербург, 14–15 сентября 2004 г.) М. С. 68–83; Стефановская, Н. А. (2009) Экзистенциально-коммуникативные основы чтения: Теория, методология и методика социологического исследования : автореф. дис. … д-ра социологич. наук. Тамбов. 41 с.; Чехов, А. П. (2007) Ионыч // Дама с собачкой: Рассказы. Повести. Пьесы. Воспоминания писателей о Чехове. М. : ЭКСМО. 640 с.

 


 

 

Н. А. Селиверстова, Н. Ю. Юмашева