Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Смайлик

 

Смайлик — (англ. smiley — улыбающийся) 1) в узком смысле это графическое гротескно-схематичное изображение улыбающегося лица, в широком любой символ, передающий эмоции собеседника. Классическим для массовой культуры стало изображения смайлика как желтый круг, где две черные точки изображают глаза, а черная дуга изображает улыбающийся рот. 2) Индикатор эмоционального состояния в электронной коммуникации, состоящий из различных символов, в том числе и служебных. Получил развитие в сети Интернет, SMS и других видах современной текстовой коммуникации, а так же в символическом мире массовой культуры.

СмайликСмайлик как элемент массовой культуры появляется в Интернет и других видах коммуникации связанных с текстами в связи с желанием передавать в сетевом диалоге эмоциональное состояние (Геляева, Сундукова, 2014). Точной даты появления классического смайлика (желтый круг, где две черные точки изображают глаза, а черная дуга изображает улыбающийся рот) не известна. Так авторство приписывают и В. Набокову, С. Фалману, Х. Боллу и т.д .

«Смайлик» не является первым примеров эмотикона (идеограмма, изображающая эмоцию) в культуре (примеры «прото-смайликов», где функцию эмотиконка, выполняли рисунки на различных поверхностях, скульптуры, маски и т.д. встречаются повсеместно (Иваненко, Корецкая, Савенкова, 2010)), однако свое значение как элемент общения, фактически равный письменному тексту по функции интеракции, он приобрел именно в конце ХХ-го, начале ХХI-го века (Числова, 2014).

«Смайлик» выступает в качестве индикатора эмоционального состояния участников электронной коммуникации (Геляева, Сундукова, 2014). Входит в перцептивную, коммуникативную и интегративную стороны Интернет-общения, в частности отвечает за аффективно-коммуникативную функцию.

Как правило, активном пользователями «смайликов» выступают дети и молодежь, которые более плотно, чем представители старшего поколения влились в электронную коммуникацию, и более заинтересованы в возможности свободно показывать эмоции в процессе общения в социальных сетях, Интернете и т. п. (Подело, 2016).Смайлик

Данная социальная практика позволяет осуществить самопрезентацию в социальном пространстве, Изображения «смайликов» (где «смайлик» понимается в широком смысле) зачастую позволяют продемонстрировать в диалогах набор социальных ролей как присущих индивиду, так и мнимых создаваемых для создания ложного представления о себе. Главной же функцией «смайлика» является восполнение в электронной коммуникации эмоциональной реакции собеседника. В массовой культуре «смайлик» вышел за приделы Интернет-сообщества и применяется как логотип, элемент рекламы, эмблема и т.д.

 

Лит.: Геляева, А. И., Сундукова, К. А. (2014) Электронное письмо как формально-смысловая компрессия эпистолярного текста // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. № 4 (60). Нальчик : Изд-во Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук. С. 181–186; Иваненко, Е. А., Корецкая, М. А., Савенкова, Е. В. (2010) Сообщество полиса и медиа-сообщество, или найдите десять отличий между комической маской и смайликом // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. № 2. Самара : Изд-во Самарская гуманитарная академия. С. 28–49; Луговская, Е .Г. (2017) К вопросу о соотношении устной и письменной речи в условиях виртуальной коммуникации // Русский язык в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура. сб. статей I Международной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. М. : Изд-во РУДН. С. 292–302; Нашхоева, М. Р. (2011) Взаимодействие пунктуационных знаков и эмотиконов в текстах форумов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 12. Челябинск : Изд-во "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет". С. 321–327; Пигина, Е. С. (2013) Смайлик как элемент эмоционального воздействия в организации общения в сети интернет // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 11-2 (29). Тамбов : Грамота. С. 144–146; Подело, Й. (2016) Смайлики, улыбка и смех как социальный сигнал и индикатор эмоционального состояния в процессе коммуникации (сопоставительный анализ) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Т. 14. № 2. Новосибирск : Изд-во "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет". С. 80–90; Числова, Н. М. (2014) Средства выражения эмоции «радость» в современной интернет-коммуникации // Теоретические и прикладные аспекты лингвистики. Сб. материалов II Международной научно-практической конференции молодых исследователей. МГГУ им. М.А. Шолохова. М. : Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова. С. 107–113.

В. А. Лапшин