Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Киберпространство

Киберпространство — понятие для обозначения виртуальной реальности, возникающей в компьютерах икомпьютерных сетях и составляющей как бы вторую реальность, которая способна подчинить себе человека, особенно молодого, и определить его «картину мира» (основу индивидуального и группового тезауруса, согласно тезаурусному подходу).

Термин «киберпространство» впервые в качестве неологизма употребил американско-канадский писатель-фантаст Уильям Гибсон (род. в 1948 г. в г. Конуэй, Южная Каролина, США) в рассказе «Сожжение Хрома» (Burning Chrome), ведущегося от лица хакера по кличке Автомат-Джек. Рассказ был напечатан в 1982 г. в журнале «Omni»  (вошел в одноименный сборник рассказов 1986 г.). Гибсон в литературе создал жанр научной фантастики киберпанк (от англ. кибернетика и мусор). Его характер, являющийся антиутопией, получил широкое признание, что отразилось на популятности трилогии Гибсона «Киберпространство» (Гибсон, 2017). По оценке самого Гибсона, он наблюдал на окраине Ванкувера группу детей, которая старалась не только выиграть на старых игровых автоматах, но как бы войти в них, слиться с ними (Уильям Гибсон. Электронный ресурс). Это и дало жизнь новому слову для обозначения виртуальной сферы компьютерных программ, где нет компьютеров как таковых, но есть их «второй мир», новое состояние людей, перешедших из реального мира в мир несуществующий, но возникший как результат технологической революции.

Развитие киберпространства с учетом использования в нем искусственного интеллекта показывает, что фантастическая для своего времени идея по мере ее освоения сферой бизнеса приобретает все более осмысленные формы. Становясь прагматическими, эти идеи раскрываются с двух своих сторон: одна открывает человеку новые степени свободы, другая наглухо закрывает их. Так тезаурусы неоднозначно отражают картины мира, а тезаурусный подход, опираясь на аксиологию, стремится не искать слабости человека в его освоении мира, а  понимать эту двойственность как неизбежный результат разделения идей на «свои» и «чужие», где то, какими будут названы эти идеи и в каких направлениях они будут развиваться уже как технологии, прямо зависит от системы ценностей, которую разделяет тот или иной субъект — носитель субъектной организации знания.

В исследованиях по молодежи киберпространство используется как характеристика, выделяющая слой увлеченных возможностями виртуального мира представителей новых поколений, в том числе и в аспекте девиации. С. В. Бондаренко в 2004 г. защитил докторскую диссертацию по социологии, опираясь на преставления о социальной структуре интернет-сообществ. В его статьях использована молодежная проблематика (Бондаренко, 2001). В коллективной монографии «Профилактика девиантного поведения молодежи Дона и Юга России» большое внимание уделено виртуальным сетевым сообщества девиантного поведения (Погосян, Бондаренко, Черноус, 2003).

В литературе показываются особенности социализации этого слоя молодежи – киберсоциализации (Плешаков, 2012; Богатырева, 2015, электронный ресурс).

 

Лит.:  Богатырева, А. А. (2015) Проблемы киберсоциализации современной молодежи // Современные проблемы науки и образования. № 2-2. (Электронный ресурс). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22440 (дата обращения: 10.08.2017); Бондаренко, С. В. (2001) Киберэтика и сетевые сообщества (молодежный аспект проблемы с точки зрения американских социологов и психологов) // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы международной конференции. М. : Московский общественный научный фонд, 2001. С. 243–252; Гибсон, У. (2017) Нейромант. Трилогия «Киберпространство» / сост. А. Жикаренцев. СПб. : Азбука, М. : Азбука-Аттикус. 960 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.; Луков, С. В. (2017) Искусственный интеллект и киберпространство [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. №2. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/464 (дата обращения10.08.2017). DOI: 10.17805/ggz.2017.2.7; Плешаков, В. А. (2012) Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а. М. : Прометей. 212 с.; Погосян, Л. А., Бондаренко, С. В., Черноус, В. В. (2003) Профилактика девиантного поведения молодежи Дона и Юга России / отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ. 155 с.; Уильям Гибсон. О возникновении «киберпространства» // Cyberpunkworld. 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberpunkworld.net/news/uiljam_gibson_o_vozniknovenii_kiberprostranstva/2011-06-25-126 (дата обращения: 2.08.2017); Vault 7: CIA Hacking Tools Revealed (online). URL: https://wikileaks.org/ciav7p1/ (дата обращения: 2.08.2017).

С. В. Луков