Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Интересы читательские молодежи

 

Интересы читательские молодежи — избирательное отношение молодежи к книге, другим печатным произведениям, основанное на положительном отношении к чтению и ценностных ориентациях. В своих читательских интересах молодые люди проявляют свои жизненные интересы (познавательные, профессиональные, эстетические и т. д.) и осознанные потребности. Читательские интересы связаны с духовными интересами, они формируются на их основе и, в свою очередь, влияют на духовные интересы. Показателем читательских интересов является читательский спрос (запросы пользователей).

Основные положения теории читательских интересов, методологические подходы их исследования обоснованы в работах Х. Д. Алчевской, Н. А. Рубакина, затем — С. В. Вальгарда, В. А. Невского, А. А. Покровского, Я. М. Шафира, С. Н. Плотникова и др. Отдельные аспекты изучения читательских интересов современной российской молодежи, результаты эмпирических исследований рассмотрены в публикациях И. А. Бутенко, Б. В. Бирюкова, О. Н. Кондратьевой, Е. В. Никоноровой, А. И. Рейтблата, М. М. Самохиной, Н. А. Стефановской, В. П. Чудиновой и др.

В 1990-е гг.  на фоне некоторого падения социальной ценности чтения, среди молодежи, по данным ВЦИОМ, группа читателей оставалась стабильной — 70–80%. Доля читающих традиционно больше среди девушек (82%), нежели среди юношей (68%).

Исследования читательских интересов российской молодежи отвечают на два главных вопроса: что читают и почему читают? Читательские интересы представляют собой динамичное явление, определяемое политической, социоэкономической и социокультурной обстановкой в обществе. В разные периоды развития общества исследователи получали результаты, свидетельствующие об изменениях содержания и структуры читательских интересов российской молодежи. Так, в первые годы перестройки фиксировали возросший интерес к публицистике, который угас к 1990-м гг. Устойчивый характер на протяжении десятилетий имеет интерес молодежи к фантастике, в последние годы ее разновидности — фэнтези. Развлекательные жанры (детективы, приключения, фантастика) характеризовали в целом структуру читательских интересов российской молодежи (60%) в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Классической литературой интересовался только каждый третий молодой человек.

С конца 1990-х — начала 2000-х гг. устойчивый характер приобрела тенденция обращения молодежи к практикам чтения с утилитарной целью. Деловое чтение, обусловленное подготовкой к учебным занятиям,  в основе абсолютного большинства читательских запросов в библиотеках, в том числе — электронных, на различных сайтах Интернета. Тематика запросов вполне традиционна: более 70% из них связаны с гуманитарными сферами знаний. В порядке убывания это — литература как учебная дисциплина, экономика и финансы, история, проблемы государства и права. Удовлетворение прагматических потребностей способствует развитию процесса десакрализации чтения в молодежной среде. 

Вместе с тем, в этот период проявляются и другие тенденции. Читательские предпочтения российской молодежи в области «неделового» чтения во многом связаны с переводной литературой. Существует своеобразная мода на чтение произведений бразильского автора П. Коэльо, японских — Б. Ёсимото, Х. Мураками и др.

Читательские интересы молодежи, как и чтение в целом, коррелируют с образованием. Исследование чтения показало, что характер практик культурного воспроизводства оно имеет среди студенческой молодежи из семей интеллектуалов (оба родителя с высшим образованием), читательские интересы этой молодежи устойчиво связаны с русской и зарубежной литературой, а также литературой, которая маркируется как «серьезная». 

 

Лит.: Рубакин, Н. А. (1977) Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию. М. 264 с.; Бутенко, И. А. (1997) Читатели и чтение на исходе ХX в.: социологические аспекты. М. 140 с.; Бутенко, И. А., Бирюков, Б. В. (1997) Чтение 90-х: предмет раздумий, предмет исследований // Homo legens: Памяти С. Н. Плотникова (1929–1995). М. С. 183–204; Бутенко, И. А. (1999) Чтение на рубеже веков: кто, что и сколько читает //  Homo legens: Памяти С. Н. Плотникова (1929–1995). М. С. 9–24; Левина, М. (2001) Читатели массовой литературы в 1994–2000 гг. - от патернализма к индивидуализму? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4. С. 30–37; Кондратьева, О. Н., Самохина, М. М. (2011) Молодые читатели в Интернете. М. : Рос. гос. б-ка для молодежи. 154 с.; Селиверстова, Н. А. (2009) Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в прочтении студентов // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 194–204; Селиверстова, Н. А., Юмашева, Н. Д. (2009) Чтение в студенческой среде: опыт социологического исследования. М. : Рос. кн. палата. 108 с.; Селиверстова, Н. А. (2011) Социальные практики чтения контента Интернета в студенческой среде // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 213–217; Стефановская, Н. А. (2008) Чтение в пространстве молодежной субкультуры // Вестник МГУКИ. № 5. С. 218–221; Шендрик, А. И. (1990) Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития. М. : Мол. гвардия. 305 с.

 


Н. А. Селиверстова