Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Терминатор

Терминатор — киноперсонаж фильма Дж. Камерона с таким же названием, снятый в 1984 г. и благодаря актеру Арнольду Шварценеггеру (в роли Терминатора) приобретший популярность (в 1991 г. Дж. Камерон снял Терминатор-2, в 2003 г. снят Теминатор-3, в 2008 г. — соответствующий телесериал, 2009 г. — фильм «Терминатор: Да придет Спаситель», в 2015 г. — «Терминатор: Генезис» и т. д.). В контексте социологии молодежи Терминатор появляется в основном как замена американского массового кинематографа в аспекте ценностных ориентаций молодежи, например в статьях И. Полуэхтовой «Американские фильмы как фактор социализации молодежи в России 90-х годов» (1995), А. Бадилаева «О  роли гражданских организаций и СМИ в формировании ценностных ориентаций современной молодежи Северного Кавказа» (2013) и др.

В социологическом исследовании, проведенном в разных регионах России под руководством А. И. Ковалевой по инструментарию В. А. Лукова в 2015–2016 г. в рамках проекта «Гуманитарный анализ биотехнологических проектов "улучшения” человека», поддержанного Российским научным фондом,  есть сведения о популярности Терминатора в молодежной среде России в ином аспекте, нежели изменение ценностных ориентаций молодежи (Луков, 2015, 2016, 2017). О знании этого образа свидетельствуют, в частности, следующие данные:

 

По какой специальности (направлению подготовки) Вы получили (получаете в настоящее время) высшее образование?

Известны ли среди Ваших сверстников литературные и киноперсонажи, которые отражают фантастические проекты конструирования человека: Терминатор

Он хорошо известен

Он никому не известен

Трудно сказать

Нет данных

Всего

биолог, медик

 

 

 

 

 

 

%

84.0%

0.6%

15.4%

 

100.0%

другие специальности

 

 

 

 

 

 

%

93.8%

0.7%

5.0%

0.5%

100.0%

Всего

 

 

 

 

 

 

%

91.8%

0.7%

7.1%

0.4%

100.0%

 

Это, как показало данное исследование,  хорошо известный российской молодежи персонаж, что во многом определяется частым показом фильмов киносаги по многим программам российского телевидения. Особых региональных отличий в силу этого нет.

Смысл фильма в постчеловеческом мире передает монография Д. Динелло, вышедшая в 2013 г. (Dinello, 2013). Динелло называет свою книгу «Технофобия!», ставя перед героями «улучшения» человека дилемму «техно-рай» или «техно-ад». Автор исходит из того, что первоначально человеческие тела будут усовершенствованы с помощью генетических манипуляций и слияния человека и машины, а затем человеческие существа будут полностью избавлены от оков боли, болезни и даже смерти. Техно-утопическое будущее, таким образом, спасет человечество. Но есть и другая сторона: темное будущее будет характеризоваться прежде всего  безумными учеными, неистовствующими роботами, клонами- убийцами и неконтролируемыми вирусами. Постчеловеческая эволюция знаменует собой начало конца человеческой свободы, ценностей и идентичности. Динелло рассматривает робототехнику, бионику, искусственный интеллект, виртуальную реальность, биотехнологию, нанотехнологию и другие значимые научные достижения, обобщая текущее состояние каждой технологии и представляя соответствующие реакции в научной фантастике. Автор книги опирается на фильмы, программы телевидения, замыслы книг и компьютерных игр, а также утверждает, что фантасты функционируют как ценный корректив , своего рода противовес к технологическому господству, противодействие техно-шумихе, ее нацеленности на прибыль. Пафос книги и состоит в призыве к контролю людей над технологией.

В молодежной среде это противопоставление технологии и фантастики нередко не замечается, и Терминатор подкупает скорее физической силой, а фильмы о нем выступают как блокбастеры, т. е. высобюджетные фильмы-развлечения с напряженным сюжетом и с планированием значительных доходов от кинопоказов.

Исследования мнения молодежи о Терминаторе в аспекте проблемы «улучшения» человека  могут дать уточненную картину мира молодежи начала XXI в.

 

Лит.: Луков, Вал. А. «Улучшение» человека: взгляд молодежи // Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 20. Гуманитарный̆ анализ биотехнологических проектов «улучшения» человека : сб. науч. ст. / под ред. Б. Г. Юдина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. С. 42–65; Луков, Вал. А. Оценки молодежи неперспективных трансгуманистических технологий изменений человека // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 115–123; Луков, Вал. А.  Голем, Робокоп и другие: российская молодежь о киборгах // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 2. С. 42–55; Полуэхтова, И. А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя// Социологические исследования, 1996. №2; Dinello, D. Technophobia!: Science Fiction Visions of Posthuman Technology. Austin : University of Texas Press, 2013. 329 p.

 

Вал. А. Луков