Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Голем

Голем— глиняный великан-получеловек, легенда о котором сложилась в Праге, в XVII в., а вероятно, и раньше, в XIV в., это почти забытый в последующих поколениях мистический персонаж. Но в 2000-е годы Голем снова дает о себе знать молодежи разных стран.

Здесь используются самые простые параллели. Так, под редакцией Рафаэля Гросса и Эрика Риделя в 2008 г. на немецком и английском языках во Франкфурте-на-Майне вышла книга, где начиная с обложки Голем в его комиксном выражении (как средстве еврейской памяти) сопоставляется с Суперменом (Gross, Riedel, 2008). Елизавета Вайер, автор обстоятельной монографии о Големе как персонаже, проделавшем путь от пражского мифа XIV в. до пост-Холокостовского художественного творчества, опираясь на публикацию Дана Билевски в «Нью Йорк Таймс»  2009 г., где Голем объявлен монстром современного кризиса, на ряд других публикаций, восклицает: «Голем возвращается!» (Baer, 2012: 1). Но особенно выразительна постановка переосмысленной инсценировки романа начала ХХ в. Г. Мейеринка «Голем» на Зальцбургском фестивале 2014 г. (примерно 100 лет спустя после триумфа этой инсценировки в Европе, тогда охваченной переживаниями 1 мировой войны) английской труппой Сьюзан Андрейд: здесь мультипликационный Голем, погибая от переизбытка информации, становится сначала мобильным устройством, контролирующим контакты людей, а затем и чипом в ухе (Mayer, 2014).

В социологии молодежи Голем исследуется в той мере, в какой меняются ценностные установки нового поколения по мере достижений биотехнологии и приближения информационного общества и прихода в зону повседневности темы бессмертия человека. Наиболее показательны данные социологического исследования, проведенного в разных регионах России под руководством А. И. Ковалевой по инструментарию В. А. Лукова в 2015–2016 г. в рамках проекта «Гуманитарный анализ биотехнологических проектов "улучшения” человека». Ряд материалов исследования опубликован (Луков, 2015, 2016 2017). Как показало исследование, российская молодежь еще в сущности не знает Голема, но отдельные черты нового фэнтези-героя все же проникают в ее повседневность, в том числе в виде персонажей компьютерных игр, например «Террария» — игру жанра «песочница» (sandbox) в стиле 2D-платформера — http://ru.terraria.wikia.com/wiki/. В то же время Голем даже в этом обновленном виде не воспринимается как киборг и скорее похож на орка Толкиена, который более понятен, чем монстр из глины, обладающий зачатками сознания. В исследовании 2015–2016 гг. приводятся, в частности следующие данные:

 

По какой специальности (направлению подготовки) Вы получили (получаете в настоящее время) высшее образование?

Известны ли среди Ваших сверстников литературные и киноперсонажи, которые отражают фантастические проекты конструирования человека: Голем

Он хорошо известен

Он никому не известен

Трудно сказать

Нет данных

Всего

биолог, медик

 

 

 

 

 

 

%

30.8%

23.1%

44.9%

1.3%

100.0%

другие специальности

 

 

 

 

 

 

%

30.7%

17.9%

50.5%

0.9%

100.0%

Всего

 

 

 

 

 

 

%

30.6%

19.0%

49.4%

1.0%

100.0%

 

Голлем, согласно этому исследованию,  считается хорошо известным примерно трети в кругу молодых людей (почти нет региональной разницы по этому вопросу), причем в равной степени в первой и второй подгруппах, но около половины опрошенных затруднились с ответом.

Исследования мнения молодежи о Големе только начались, они могут дать уточненную картину мира молодежи начала XXI в.

 

Лит.: Луков, Вал. А. «Улучшение» человека: взгляд молодежи // Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 20. Гуманитарный̆ анализ биотехнологических проектов «улучшения» человека : сб. науч. ст. / под ред. Б. Г. Юдина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. С. 42–65; Луков, Вал. А. Оценки молодежи неперспективных трансгуманистических технологий изменений человека // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 115–123; Луков, Вал. А.  Голем, Робокоп и другие: российская молодежь о киборгах // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 2. С. 42–55; Baer, E. R. The Golem Redux: From Prague to Post-Holocaust Fiction. Detroit: Wayne State University, 2012. 240 p.; Gross, R., E. Riedel (Hrsg.) Superman und Golem. Der Comic als Medium jüdischer Erinnerung. Frankfurt :  Jüdisches Museum, 2008. 48 S.; Mayer, N. Ein Golem aus Plastilin geistert durch die Salzburger Festspiele // Die Presse 24.08.2014.

Вал. А. Луков