Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Дауншифтинг

Дауншифтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) –  жизненная стратегия индивидов, характеризующаяся переходом к свободной занятости,  изменением места жительства, практик повседневной жизни, снижением уровня потребления и т. д. Дауншифтинг получил распространение среди более или менее успешных представителей среднего класса. В системе социальной стратификации определяется как  добровольная нисходящая вертикальная мобильность.

Феномен дауншифтинга отражает кардинальное изменение жизни, отклоняющееся от общепринятых социальных образцов (отказ от карьеры, отказ от нелюбимой работы, отказ от престижного потребления, снижение потребления и т. д.).  Получил распространение в развитых странах с высоким уровнем потребления: США, Великобритании (Simple Living, Lowlife), Германии (Einfaches Leben), Австралии. Новое, крайне неоднородное явление в России: это переезд из города в деревню, занятие натуральным хозяйством, переход на нижеоплачиваемую должность, уход во фрилансеры, уход в творчество (например, производство дизайнерских предметов интерьера), переезд на Гоа  и т. д.

Генезис дауншифтинга связывают с простотой жизни, проповедуемой некоторыми мировыми религиями (христианство, буддизм, индуизм, ислам) (Яцевич, 2013). Основой философии дауншифтинга могли также стать призывы к обособлению от общества западной цивилизации как способу освобождения личности (Ниринг, 1966).

Идею, близкую к дауншифтингу, сформулировал Р. Киойсаки. Она заключается в том, что человек рождается для нормальной, свободной жизни. Работу, часто нелюбимую, но дающую стабильный, позволяющий сводить концы с концами доход, он сравнивает с «крысиными бегами». Такая жизнь ведет к тому, что в старости, человек получает еще меньший доход в виде пенсии. У Р. Киойсаки этот жизненный сценарий называется «планом людей по тому, как стать бедными». Предложенная концепция «отойти от дел молодым и богатым» представляется ему выходом из данной ситуации (Киойсаки, Шэрон, 2005). По его мнению, заработанные средства в молодости, разумно вкладывать не в пассивы (дорогие машины, увеличение площади жилья, развлечения), а в активы (ценные бумаги, коммерческую недвижимость, бизнес). Подобное экономическое поведение нацелено на достижение момента, когда можно будет жить лишь на пассивный доход от заработанного ранее капитала. Роскошь заниматься любимым делом как можно раньше позволительна при наличии  прочной материальной основы.

Типология дауншифтинга включает несколько измерений. По степени активности выделяют активный и пассивный дауншифтинг (Мерзлякова, 2008). Активный дауншифтинг характеризуется полным отказом от общественных ценностей, резким понижением социального статуса (от топ-менеджера до разносчика газет). Деньги рассматриваются как средство выживания. Протесты выражаются в  призывах к уменьшению уровня потребления, борьбы с международными корпорациями и возвращению человечества к истинным ценностям. Пассивный дауншифтинг представляет собой тип поведения, в основе которого – ориентация на индивидуальные потребности. В приоритете – ценность внутреннего мироощущения и гармонии. Пассивный дауншифтинг подразделяется на «легкий» и «глубокий». «Легкий» дауншифтинг проявляется в уменьшении рабочей нагрузки, переходе на свободный, гибкий график (freelance), снижении уровня  затрат, переходе на более «экономичный» вариант жизни (смена дорогих марок автомобилей на автомобили экономкласса или  велосипеды). Свое трудовое поведение и практики повседневной жизни они соотносят с состоянием окружающей среды, отличаются бережным отношением к энергоресурсам, больше посвящают времени близким, своему психологическому здоровью. «Глубокий» дауншифтинг связан с  максимально резким понижением своего социального статуса, отказом от всех благ цивилизации, переселением из мегаполисов в глухие деревни, иногда отказом от использования денежных средств (так называемое движение «money free») и потреблением пищи из мусорных бачков и т. д. Это полная изоляция от общества, что не исключает возврата к прежнему образу жизни.

         В социологии дауншифтинг рассматривается как проявление ретризма, новые образцы не стандартизированной занятости и индивидуализированной карьеры, альтернативный стиль жизни.

 Дауншифтинг получил распространение среди российской молодежи в возрасте от 25 до 30 лет. Характеризуется разочарованием в ценностях, навязанных обществом, формированием стиля жизни, несвязанного с корпоративными ценностями и пониманием «успешной жизни» в обществе потребления (Овечкина, 2015b).

 

Лит.: Кийосаки, Р. Т., Шэрон, Л. Л. (2005) Отойти от дел молодым и богатым. М., 576 с.; Мерзлякова, В. Н.(2008) Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. №4. С. 33–42; Ниринг, С. (1966) Свобода: обещание и угроза. Критика культа свободы. М., 192 с.; Овечкина, Я. В. (2013) Дауншифтинг как проявление социального ретризма //  Социально-экономические явления и процессы. Вып. 8. [Электронный ресурс]  /  http://cyberleninka.ru/article/n/daunshifting-kak-proyavlenie-sotsialnogo-retretizma; Овечкина, Я. В. (2015а) Особенности организации трудовой деятельности  современных дауншифтеров // Управленческое консультирование. № 10. [Электронный ресурс] / http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-trudovoy-deyatelnosti-sovremennyh-daunshifterov-1; Овечкина, Я. В.(2015b)  Перспективы распространения явления дауншифтинга в современном обществе: анализ ценностных ориентаций специалистов Москвы и Санкт-Петербурга // Современные исследования социальных проблем. № 10. [Электронный ресурс] / http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-rasprostraneniya-yavleniya-daunshiftinga-v-sovremennom-obschestve-analiz-tsennostnyh-orientatsiy-spetsialistov-moskvy-i; Яцевич, О. Е. (2015) Дауншифтинг: от истории к современности // Теория и практика общественного развития. Вып 9. [Электронный ресурс]  //http://cyberleninka.ru/article/n/daunshifting-ot-istorii-k-sovremennosti#ixzz4T09yVsdS.

 


Н. А. Селиверстова