Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Одиночество

 

Одиночество — это переживание человеком его оторванности (изоляции) от значимого для него сообщества людей, семьи, социальной реальности, собственного «Я». При рассмотрении одиночества как социального явления его сущность связывают с неудовлетворенностью человека межличностными отношениями и взаимодействием с социальной средой.

Изучением феномена одиночества наиболее активно занимались философы (Г. Гегель, С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр, Н. И. Бердяев, М. Бубер, К. Ясперс). Они считают одиночество неотъемлемым компонентом существования человека, способа бытия человеческой личности. Внутренняя изолированность человека — это основа любого индивидуального бытия как такового. Одиночество — суть человеческого положения в мире, без которого не достичь подлинного существования. У философов-экзистенциалистов сложились два основных подхода в рассмотрении проблемы одиночества. Первый связан с рассмотрением одиночества как негативного или пассивного состояния. Одиночество как негативное состояние человека, испытываю­щего дефицит глубоких и удовлетворяющих его социальных связей и негативно воспринимающего это состояние, разрушает человеческую личность. Второй подход состоит в понимании одиночества как творческого, активного начала, из которого рождается полноценная личность.

Позиция социологов в отношении одиночества складывалась на основе понимания социальных процессов и социальных проблем. Через призму социологических теорий аномии (Э. Дюркгейм, 1903, 1998), социальной мобильности (П. Сорокин, 1927, 1992), социальных отклонений (Р. Мертон, 1996), социального характера (Э. Фромм, 1993), феномен одиночества рассматривается как типичное явление, характерное широким и самым разным слоям населения. С точки зрения социологии появление и проявление одиночества, масштабы его распространенности следует рассматривать не как социальную болезнь, а как определенный показатель состояния общества, фиксирующий наличие в нем «комфортности», «человечности» для существования индивида и различных социальных групп.

Оторванность человека от сообщества людей, семьи, исторической реальности, природного окружения происходит по-разному. Например, физическая изолированность субъекта далеко не всегда соседствует с одиночеством. Современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения как в кругу собственной семьи, в среде друзей, так и в условиях крупных городов, торговых центров или городской толпы.

Наиболее интересна с точки зрения социально-философского под­хода позиция Н. Е. Покровского (2008), который считает, что несмотря на разночтение подходов в исследовании одиночества, можно выделить три главных положения, характеризующих этот социальный феномен:

1. Одиночество — результат дефицита социальных связей и общения;

2. Одиночество — внутренний, субъективный опыт, который вовсе не тождествен объективной социальной изоляции (например, человек может испытывать одиночество в толпе или же, наоборот, не быть одиноким в условиях физической изоляции от сообщества);

3. Одиночество сопровождается стрессовым состоянием психики и ни в коей мере не рассматривается человеком как приятное или же желаемое.

Н. Е. Покровский, исследуя феномен одиночества во взаимосвязи с аномией, отмечает, что в период социальных перемен в России стала насущной для многих социальных групп проблема физического выживания и самоидентификации в новой общественной структуре. Круг наиболее остро воспринимаемых проблем личности сузился до минимума – сохранение работы, безопасность, продолжение рода, физическая выживаемость, формулирование политической оценки текущих событий и прямого политического действия. Рассогласованность ценностного мира, наступивший вакуум базовых и произ­водных ценностей, смешение норм и идеалов — все это, как ни странно, не только не вытеснило проблему, а поместило ее в более широкий со­циологический контекст, в котором одиночество стало восприниматься как доведенная до своего личностного итога прогрессирующая аномия. Если прежде нерв социального интереса наиболее остро реагировал на разлад личности с системой (и, соответственно, возникающее при этом одиночество), то теперь главной болезнью общества стала пустота ценностного мира, его вакуумизация, имеющая одним из возможных следствий и одиночество в разреженной нравственной атмосфере, и заполнение социального пространства девиантными ценностями (Покровский, 2008).

Н. Е. Покровский считает, что «если одиночество рассматривается как структура субъективного восприятия и переживания дефицита значимых взаимодействий, то аномия с необходимостью создает для этого деструктивный ценностный фон. Аномия необязательно, хотя весьма вероятно, влечет за собой возникновение одиночества. В свою очередь, одиночество не может проявить себя вне контекста «частичной или полной аномии» (Покровский, 2008).

Одиночество, в отличие от объективной изолированности человека, которая может быть и добровольной и исполненной внутреннего смысла (одиночество субъекта творчества), отражает разлад личности, господство дисгармонии, страдание, кризис «Я». Но безграничнее общение, экстенсивно поглощающее всю внутреннюю духовную низнь человека, не является единственной альтернативой одиночеству. Обрушиваемые на современного человека потоки информации, постоянное и подчас вынужденное общение в условиях массовидности форм общественного бытия в городской среде, в семье, на производстве – все это лишенное разумных пределов и гуманистического содержания, не только не уменьшает чувство одиночества, но и обостряет его [Покровский, 1998: 8–9].

В эмпирических исследованиях выделяют социальное и эмоциональное одиночество (Куртиян, 1995). Социальное одиночество определяется как отсутствие принадлежности к какой-либо социальной группе или кругу общения, значимым для индивида. Наиболее яркие формы социального одиночества обозначают такие понятия, как социальная изоляция, изгнание, неприятие, отставка, отстранение, а также осознание человеком своего неприятия группой. Таким образом, рассматриваются объективная и субъективная стороны социального одиночества. Эмоциональное одиночество отражает неудовлетворенность индивида качеством и характером взаимоотношений с ближайшим социальным окружением. Эти отношения могут быть и романтическими, и дружескими, и любовными. Они обеспечивают чувства привязанности и безопасности, дают людям ощущение ценности собственной личности.

Одиночество распространено среди российской молодежи. Адекватное измерение его проявлений и условий распространения — одна из актуальных проблем современной науки.

 

 

Лит.: Дюркгейм, Э. (1903, 1998) Самоубийство. Социол. этюд : пер. с фр. / изд. подгот. Вал. А. Луков. СПб. 496 с.; Лабиринты одиночества (1989) : пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М. : Прогресс. 231 с.; Сорокин, П. А. (1992) Человек. Цивилизация. Общество. М.; Фромм, Э. (1993) Революция надежды // Психоанализ и этика. М. С. 32–39; Куртиян, С. В. (1995) Одиночество как социальное явление: автореф. дис. … канд. социлог. наук. М. 20 с.; Мертон, Р. К. (1996) Социальная структура и аномия // Социология преступности. М. С. 299–313; Покровский, Н. Е. (1998) Человек, одиночество, гуманизм: предисл. к сб. «Лабиринты одиночества» // Лабиринты одиночества. М. 156 с.; Камю, А. (2000) Миф о Сизифе. Бунтарь : пер. с фр. Мн.: ООО «По­пурри». 265 с.; Покровский, Н. Е. (2008) Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н. Е. Покровский, Г. Е. Иванченко. М. : Университетская книга; Логос. 642 с.

 


А. И. Ковалева, С. В. Явон