Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Роль социальная

 

Роль социальная — совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную позицию. Она определяется также как социальная функция личности, как модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе социальных отношений.

Можно сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязанностей, которые направлены на обладателя определенного статуса. Парсонс Т. (Парсонс, 1965) (2000) назвал ролевыми ожиданиями взаимные ожидания взаимодействующих лиц относительно действий и установок друг друга. Социальная роль, являясь деиндивидуализированным образцом поведения, персонифицирует сложившиеся общественные отношения в конкретных личностях. Социальные роли стабильны. Люди меняются, а роли остаются. Реализация роли персонифицируется конкретным человеком, который обучается различным ролям в процессе социализации. В каждой роли есть границы должного и дозволенного поведения. В нормативную структуру социальной роли входят три категории: 1) должное (обязательное); 2) желательное; 3) возможное поведение. Структура роли имеет своими элементами описание данного типа поведения, предписание требований в связи с подобным поведением, оценку случаев выполнения иневыполнения ролевых предписаний, санкцию (положительную или отрицательную).

Каждый человек в обществе обладает несколькими статусами и множеством социальных ролей. Личностная интеграция социальных ролей неповторимо индивидуальна и зависит от целого комплекса особенных обстоятельств (Кон, 1967). Субъективно для индивида личность выступает как его образ-Я (Я-концепция) — система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессе деятельности и общения, обеспечивающая социальную идентичность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний человека.

Совокупность ролей, вытекающих из определенного статуса, называют ролевым набором.

Как определяет Ирвин Гоффман, исполнитель роли способен субъективно отделяться от нее. Гоффман ввел термин «ролевая дистанция», подчеркивая различия между ожиданиями в отношении социальных ролей, исполнением роли и привязанностью индивида к своей роли.

Выполняя роли, человек испытывает различные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать кризис, раздвоенность.

Внутренняя сложность социальной роли может вызывать у индивида ролевой конфликт как некое ролевое несоответствие. Различают два типа таких конфликтов — межролевой (если две или более ролей заключают несовместимые конфликтующие обязанности индивида) и внутриролевой (несовпадение трактовки роли исполнителем и окружением, несоответствие выполняемой роли интересам индивида и т. д.).

Преодоление ролевых конфликтов связано с действиями индивида:1) по рационализации роли (скрытие реальности ее конфликта, принятие роли, нахождение положительных ее сторон); 2) по разделению ролей (снижение ролевой напряженности путем временной утраты роли, например, жесткого руководителя учреждения в пользу заботливой мамы); 3) по регулированию ролей с оправданием своего поведения за счет обстоятельств. Дж. Масионис (Масионис, 2004) назвал процесс расставания человека со значимыми социальными ролями «выходом из роли».

Молодые люди обладают статусами и исполняют роли. Например, обладание статусом студента означает, что молодой человек будет посещать учебные занятия, выполнять задания, осваивать общекультурные и профессиональные компетенции, развивать свою личность. Девушка, обретая статус жены, выполняет роли супруги, сексуального партнера, невестки, домохозяйки и др. При этом она может оставаться менеджером рекламной компании и выполнять роли работника, коллеги и профсоюзного активиста. В современном обществе большинство молодых людей располагает разнообразными статусами и оперирует массой социальных ролей. Например, молодой мужчина может быть одновременно по своему статусу работником, студентом, мужем, отцом. Молодая женщина — работником, женой, матерью. Функции, определяемые данными статусами, требуют большого физического, умственного и эмоционального напряжения. Здесь может возникнуть ролевой конфликт между ролями, соответствующими двум или нескольким статусам. Переживание ролевого конфликта заставляет молодого человека определить в своих многочисленных статусах тот, от которого он может отказаться, чтобы предупредить дальнейшее развитие ролевого конфликта. Например, можно отложить профессиональную карьеру, женитьбу или рождение детей и т. д. Отдельные роли могут накладывать на молодого человека большое напряжение. Например, роли, закрепленные за таким статусом, как молодая жена, могут по-разному оцениваться молодым супругом, родителями и самой исполнительницей этих ролей.

 

 

Лит.: Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность: Лекции по социологии : учеб. пособие / А. И. Ковалева. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 211 с.; Кон, И. С. (1967) Социология личности. М. : Политиздат. 383 с.; Масионис, Дж. (2004) Социология. 9-е изд. СПб. : Питер. 752 с.; Парсонс, Т. (2000) О структуре социального действия. М. : Академический Проект. 880 с.

А.И. Ковалева