Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Патриотизм

 

Патриотизм (от лат. patria — родина, отечество) — ценностная ориентация личности, комплекс знаний, оценочных суждений, социальных установок, обеспечивающих саморегуляцию избирательно-предпочтительного отношения субъекта к Родине (1); общественно-политический и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране, месту своего рождения и жительства (2).

Патриотизм (1) базируется на тезаурусном разделении «своего-чужого-чуждого» (Луков В., Луков Вл., 2008). Патриотические ценностные ориентации образуют в структуре индивидуального и группового тезауруса определенную подструктуру, которая выступает как «патриотический ценностно-ориентационный комплекс». Патриотический ценностно-ориентационный комплекс представляет собой упорядоченную по тезаурусному принципу («свой-чужой-чуждый») систему концептов (образно-понятийных конструктов), сформированную вокруг ценности патриотизма. Данный комплекс актуализируется в виде тезаурусной генерализации в ответ на провоцирующую ситуацию. В социальной реальности комплекс обнаруживает себя как сочетание оценочных суждений и других средств выбора в ситуации неопределенности, оптимизирующих поведение субъекта (личности, группы) на основе разделяемой им ценности Родины. Результатом формирования патриотических ценностных ориентаций является определенная мера социальной идентичности, характеризуемая позитивным/нейтральным/негативным отношением к Родине (своей стране, своему народу, своему государству и т. д.).

Из такого понимания патриотического ценностно-ориентационного комплекса вытекает его модель, выявляющая его состав, структуру и механизм функционирования. Состав комплекса включает: гнездовой концепт «патриот» и сопутствующих концептов, сформированных на основе отражения различных аспектов ценностей патриотизма в индивидуальном сознании (тезаурусе). Структура комплекса строится на связи гнездового концепта с элементами слабоструктурированной концептной сети (узлов сети). Механизм функционирования комплекса характеризуется его основной функцией — ориентирующей. Данная функция реализуется посредством изменения местоположения связанного между собой набора патриотических концептов (концептной сети) в составе тезауруса. При продвижении патриотических концептов в ядро тезауруса формируется патриотическая идентичность (положительная функция), при вытеснении на периферию — антипатриотическая идентичность (дисфункция).

Проблематика различного отношения к своему отечеству рассматривается в теориях патриотизма русских религиозных мыслителей (Иллариона, Иоанна Кронштадтского, Иоанна Санкт-Петербуржского и Ладожского, Никона, Серафима Саровского, Сергия Радонежского), дореволюционных российских философов, писателей и публицистов (Н. Бердяева, В. Белинского, Н. Данилевского, Ф. Достоевского, И. Ильина, Н. Карамзина, Л. Карсавина, И. Кереевского, К. Леонтьева, М. Ломоносова, В. Розанова, В. Соловьева, И. Солоновича, П. Соро­кина, Л. Толстого, Н. Федорова, П. Флоренского), современных российских исследователей (С. Ю. Ивановой, В. В. Мака­рова, М. П. Рогачева, М. А. Свердлина), др. концепциях.

С конца XIX — начала XX века выявилось стремление найти главное основание, определяющее патриотическое поведение человека в обществе. Так, И. А. Ильин стремился выявить связь патриотизма с духовностью. Патриотические настроения возникают как «неизбежный, целесообразный и жизненно полезный» результат социальной солидарности людей, объединившихся в «правовые и властвующие союзы» и имеют, по большей части, защитную природу, являясь реакцией на опасность и вызываемый ею страх. У Л. Н. Толстого концепция патриотизма опирается на выдвинутую им идею манипулятивной природы патриотизма. В духе этой идеи он, в частности, дал убедительную трактовку государственной политической пропаганды, направленную против представлений о патриотизме как естественном действии человека по отношению к государству, что было характерно для философии его времени. Толстой также связывает патриотизм с нездоровой аффективностью, высокий душевный подъем патриотических действий для него лишь проявление животного инстинкта самосохранения общностей, искусственно возбуждаемого правящим классом в целях защиты собственных интересов.

Анализ концепций патриотизма позволил выделить семь основных подходов. Если в теологической теории патриотизм рассматривался как результат духовно-религиозного самопроявления божественной природы человека, то Г. В. Флоровский и его последователи — с позиций личности, которая трактуется как высшая ценность, интересам которой должен быть подчинен социальный порядок. «Сентименталисты» патриотизм трактуют в соответствии с его этимологией (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) как возвышенное чувство любви к Отечеству, проявляющееся, как правило, в форме абстрактной любви к родной природе, краю, отчему дому, воспоминаниям детства и т. п. При этом чувство патриотизма имеет ярко выраженную социальную направленность. Сторонники деятельностного подхода (Макаров, 1990;) трактуют патриотизм как мощный и долговременный мотив социальной деятельности. В марксизме патриотизм рассматривается как обусловленное особенностями исторического развития общества, государства и политикой правящей элиты, общественное явление. «Этатистская» теория патриотизма сосредотачивает внимание на государстве, как на единственном объекте патриотизма. Идеи «государственного патриотизма» присутствуют в трудах Н. Макиавелли, Г. Гегеля и др. мыслителей (Рогачев, Свердлин, 1974, 1980;), работавших над проблемами создания и укрепления государств, новых форм организации политической власти, консолидации различных слоев населения. Патриотизм означает стремление к общим целям и интересам государства, которые приоритетны по отношению как к интересам общества, так и к интересам личности (группы).

Концепция научной школы социологии молодежи МосГУ строится в рамках седьмого, наиболее перспективного подхода — социокультурного. Патриотизм рассматривается как двухуровневая система (1) базовых культурных ценностей и (2) набора соответствующих им ценностных ориентаций, освоенных индивидом. Исходя из этого, патриотизм трактуется как одновременное проявление общественного и индивидуального сознания, самосознания, культуры, истории, а также психологии и идеологии. Патриотизм предстает в качестве одной из высших индивидуальных и общественных ценностей, обеспечивающих успешность развития важнейших сфер жизни общества.

Патриотизм различных групп молодежи – предмет исследования социологов, философов, политологов, педагогов. Поисковый запрос «Патриотизм молодежи» в электронной научной библиотеке (elibrary.ru) 04.09.2012 г. выдал более 29000 научных публикаций.

Некоторые исследователи маркируют патриотизм молодежи как прагматический. В данном случае патриотизм выступает как определённый способ присоединения к большинству, который может быть выгодным коммерчески или статусно. Как правило, этот вариант патриотизма не согласован с чувством любви к Родине, установками на ее защиту (Омельченко, Электр. ресурс).

Патриотическое воспитание молодежи в России представляет собой одно из направлений государственной политики. Осуществляется с 2001 г. в рамках государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (за период с 2001 по 2015 гг. реализовано 3 государственные программы). В настоящее время актуальна программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. Электр. ресурс). В рамках государственной программы патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Акцент сделан на военно-патриотическое воспитание молодежи. С 2001 по 2015 гг. в 78 субъектах Российской Федерации созданы центры военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе. Одной из эффективных форм работы с молодежью допризывного возраста признана организация работы оборонно-спортивных лагерей, общее количество в 2015 г. составило около 2000.

Понятие «патриотизм» активно используется в дискурсе руководителей и представителей политических партий России. Патриотическая платформа всероссийской политической партии «Единая Россия» представлена на официальном сайте партии (Патриотическая платформа. Электр. ресурс). Основные проекты: «Народный контроль», «Историческая память» (цель проекта - укрепление российской государственности, воспитание и развитие чувства патриотизма, единение российского народа, межнациональное согласие), «Крепкая семья – крепкая Россия» (одна из целей проекта – всестороннее социальное развитие личности и патриотическое воспитание через институт семьи), «У победы – наши лица!» (цель – создание электронной книги памяти о тех, кто победил в Великой Отечественной войне).

Конкурсы, другие мероприятия, направленные на патриотическое воспитание граждан России характерны и для деятельности таких политических партий России как ЛДПР, Справедливая Россия. В общественно-политической жизни современной России патриотизм – одно из самых неоднозначных явлений. Это естественное проявление любви к своей Родине, народу, обществу и одновременно потенциальное средство манипуляции общественным мнением в интересах государственной бюрократии, олигархии или национализма (Андреев, 2008).

 

Лит.: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. «О государственной программе Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» Электр. ресурс // http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (Дата обращения 04.09.2016); Александров, В. Н. (2009) Философские основы патриотического воспитания // Вестник Челябинского государственного университета. №42; Андреев, Э. М. Патриотизм // Социология молодежи. Энцик. словарь. М. : Academia. С. 340–342; Белинский, В. Г. (1983) Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. М. : Просвещение; Бергер, П. (2004) Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. М.; Бердяев, H. A. (1997) Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // Н. А. Бердяев. Русская идея. Судьба России. М.; Бессонова, О. Э. (2008) Общая теория институциональных трансформаций: перадигмальное переосмысление цивилизационного развития России // СОЦИС. №1; Братусь, Б. С. (1988) Аномалии личности. М.; Гаврилюк, В. В., Маленков, В. В. (2007) Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // СОЦИС. №4; Гегель, Г. (1956) Философия духа // Соч. Т. 4. М.; Гегер, А. Э. (2010) Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // СОЦИС. №1; Герасимова, А. А.(2007) Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества / автореф. дисс. … канд. полит. наук/ РАГС. М.; Голотвин, Ж. Г., Мирский, Р. Я. (1975) Традиции советского патриотизма. М.; Гонеева, В. В. (2002) Патриотизм и нравственность // Социально-гуманитарные знания, №3; Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. (2010) Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд., доп. и испр. М. : Институт социологии РАН; Добролюбов, Н. А. (1935) Полное собрание сочинений. Л. Т. 3; Заславская, Т. И., Ядов, В. А. (2008) Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. №4; Здравомыслов, А. Г., Ядов, В. А. (1996) Отношение к труду и ценностные ориентации личности. // Социология в СССР. Т. 2, М.; Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2008) Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М. : Academia; Иванова, С. Ю. (2004) Патриотизм в культуре современной России: Дис. ... д-ра. филос.наук. Ставрополь; Ильин, И. А. (1993) Путь духовного обновления // И. А. Ильин Собр. соч. / сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. Т. 1. М.; Ильин, И. А. (1991) О русском национализме; Что сулит миру расчленение России: СПб. – Новосибирск; Ильинский, И. М (1999) Будущее России и молодежь: К новой концепции молодежной политики // Молодежь и общество на рубеже веков / под науч. ред. И. М. Ильинского. М. : Голос; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.; Курганская, М. Я. (2012) Жизненная позиция и общественная полезность трудовой деятельности как социологические показатели молодежного патриотизма / М. Я. Курганская // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 267–270; Луков, Вал. А., Курганская, М. Я. (2012) Патриотические ценностные ориентации / Вал. А. Луков, М. Я. Курганская // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 316–317; Курганская, М. Я. (2011) Образ патриота как основа нормативной модели патриотического воспитания молодежи. [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. №6 (ноябрь–декабрь). URL:http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Kurganskaia_The-Image-of-Patriot/; Курганская, М. Я. (2011) К типологии молодежи по отношению к ценностям патриотизма / М. Я. Курганская // Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений / под общ. ред. Вал. А. Лукова. Вып 2. М.: С. 43–61; Курганская, М. Я., Криворученко, В. К. (2012) Патриотизм — главный критерий взращивания подрастающего поколения // Європейські та традиційні українські цінності очима сучасної української молоді : матеріали наук.-практ. конф., 14–15 березня 2012 р., м. Харків. — Харків : Харківський національний університет будівництва та архітектури. С. 85–87; Лапин, Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян (1996) // СОЦИС. №5; Лапин, Н. И., Беляева, Л. А., Здравомыслов, А. Г., Наумова, Н. Ф. (1996) Динамика ценностей населения реформируемой России. М.; Леонтьев, А. Н. (1975) Деятельность, сознание, личность. М.; Локова, М. Ю. (2007) Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме (социально-философский аспект) // Автореф. дис. … канд. филос. наук. М.; Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи. М.; Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.; Лутовинов, В. И. (1999) В патриотизме молодежи — будущее России. М.; Лутовинов, В. И. (2003) Духовно-религиозная концепция патриотизма Ивана Ильина и современность // Национальная безопасность и геополитика России. №5–6; Макаров, В. В. (1988) Отечество и патриотизм: логико-методологический анализ. Саратов; Макаров, В. В. (1990) Патриотизм как философская проблема. Дис. … д-ра филос. наук. М.; Патриотическая платформа Всероссийской политической партии «Единая Россия». Электр. ресурс // http://patriotplatform.ru/ (Дата обращения 02.09.2016); Пискунова, Т. В. (2007) Модификация ценностного содержания патриотизма в сознании российской молодежи / автореф. дисс. … канд. соц. наук / ЮФУ. Ростов-на-Дону; Рогачев, М. П., Свердлин, М. А. (1974) Патриотизм и общественный прогресс. М.; Рогачев, П. М., Свердлин, М. А. (1980) Патриотизм – труд – творчество. М.; Рощин, Л. В. (2002) Философско-социологические вопросы патриотического воспитания. Монография. М.; Руденко, В. И. (2005) Формирование патриотизма как ценности у студенческой молодежи. / автореф. дисс. … пед. наук / Тюмень; Сорокин, П. А. (1992) Человек. Цивилизация. Общество / пер. с англ. / под общ. ред., сост. и предисл, А. Ю. Согомонова. М.; Социолог Елена Омельченко – о поколении Крыма, прагматичном патриотизме и исчезновении готов. Электр. ресурс // http://www.the-village.ru/village/people/city-news/178619-omelchenko; Толстой Л. Н. Патриотизм и правительство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1180.shtml; Толстой Л. Н. Христианство и патриотизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/tolstoy/hrpatriot.html; Тугаринов, В. П. (1968) Теория ценности в марксизме. Л.; Фейдимен, Дж., Фрейгер, Р. (1996) Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2 т. / пер. с англ. М.; Флоровский, Г. В. О патриотизме праведном и греховном [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nevmenandr.net/eurasia/1922-naputiax-GVFpatriot.php; Чернышевский, Н. Г. (1950) Полное собрание сочинений. М.,

 

Селиверстова Н. А., Курганская М. Я.