Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Личность молодого человека

 

Личность молодого человека —  социальная сущность молодого человека, предполагающая наличие у него устойчивой совокупности социально значимых черт, определяющей его включенность в общественные отношения.

Понятие «личность» употребляется по отношению к каждому человеку, освоившему значимые социальные черты. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды (материально-вещественной и социально-групповой), мира человеческой культуры, с которыми человек взаимодействует; 3) уникальный индивидуальный опыт (Ковалева, 2011: 117).

Личность представляет собой взаимосвязь двух миров — внешнего (деятельностного) и внутреннего мира (сознания). Личность является структурной целостностью биологических, психологических и социальных компонентов. Биологический компонент отражает генетически детерминируемые, биологически наследуемые, определенные психофизиологические задатки, которые развиваются в интеллектуальные и духовные свойства человеческой психики. Психологический компонент включает элементы структуры личности, отражающие особенности познавательных процессов (мышление, память, восприятие, ощущение, внимание) и эмоциональных процессов (эмоции, чувства, мотивы, темперамент, характер). К социальному, собственно личностному компоненту относятся социально значимые черты: ценностные ориентации, убеждения, интересы, самосознание, совокупность знаний, умений, навыков, привычек, необходимых для полноценного и успешного функционирования в обществе. В каждом обществе складывается своя совокупность типических социально значимых черт членов общества как носителей конкретного типа социальности. Л. каждого человека воплощает в себе и социально типические, и индивидуальные черты. Социальные черты формируются и проявляются только во взаимодействии индивида с другими людьми. Взаимодействия личности и общества конкретизируется множеством взаимосвязанных социальных статусов и социальных ролей. Каждому молодому человеку присуща множественность социальных ролей. Личностная интеграция социальных ролей неповторимо индивидуальна и зависит от целого комплекса особенных обстоятельств (Кон, 1999: 75). Субъективно для индивида личность выступает как его образ-Я (Я-концепция) — система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессе деятельности и общения, обеспечивающая социальную идентичность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний молодого человека.

Личность молодого человека формируется и изменяется в постоянной связи с окружающим миром. Большое влияние на молодого человека оказывает социальная среда, в которой он выступает как объектом, так и субъектом деятельности, благодаря чему  создает и изменяет социальную среду и самого себя. Окружение молодого человека оказывает неодинаковое влияние на различные элементы его личности. Что-то больше сказывается на ее  проявлениях, что-то меньше. От детства к молодости индивид переходит в процессе идентификации себя с человеком, принадлежащим к молодежному сообществу и по возрасту, и по социальным характеристикам. Как правило, только «подрастание», вхождение в молодежный возраст не дает устойчивой идентификации. Она должна подкрепляться конкретными поступками, обретением социальных черт, подтверждающих субъектность индивида в конкретных действиях. Особенности  личностного развития молодежи состоят прежде всего в том, что оно включает завершающий этап первичной  социализации и начало вторичной социализации. Первичная социализация завершается обретением определенной системы ценностей, целостного образа Я, готовности к саморазвитию личности. Начальный этап вторичной социализации предполагает овладение таким тезаурусом, который позволяет молодому человеку присвоить социальную субъектность в формах, принятых в обществе (Ковалева, Луков, 1999: 285–286). Происходит включение в различные виды деятельности, обретение многих новых социальных ролей. Молодой человек создает свою семью, обзаводится детьми, продолжает свое профессиональное самоопределение.

Методологической посылкой в социологическом изучении личности молодого человека является ее социальный тип, определяемый как совокупность типических черт социальной группы молодежи. Социологию интересуют социальные черты молодых людей, повторяющиеся в молодежной группе и являющиеся для нее типичными.

 

Лит.: Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы.  М. : Социум. 351 с.; Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 204 с.; Кон, И. С. (1999) Социологическая психология. М. : Моск. психол.-социальн. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК». 555 с.; Ольшанский, В. Д. (1998) Личность в российской психологии и социологии // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во ИС РАН. 696 с. С. 346–369.


А. И. Ковалева