Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Учебное заведение профессиональной подготовки (вуз) в самооценках студентов

 

Учебное заведение профессиональной подготовки (вуз) в самооценках студентов (в социологии, экономике) – регрессор социальной модели формирования рабочей силы, агент профессиональной социализации, определяется как агент профессиональной социализации, но не определяется как агент личностной социализации в самооценках студенческой молодежи.

Система профессионального образования по сути не включена в ценностный концепт молодежи. Так, отвечая на вопрос в мониторинговом исследовании Московского гуманитарного университета: «Как Вы считаете, является ли сегодня высшее образование гарантией жизненного успеха?» с устойчивым постоянством боле 70% респондентов отвечают либо отрицательно, либо затрудняются с ответом. Что подчеркивает рассмотрение ими блага «профессиональное образование» не как ценностно достаточного для успешной социализации, а как атрибутивного, наделенного производными благами, которые и являются значимыми для личностной, общественной и профессиональной социализации, для социально защищенности и успешной социальной стратификации.

Как показывают результаты исследований Московского гуманитарного университета, основными целями получения высшего образования в университете первокурсники видят (в распределении по годам 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010 соответственно):

· возможность иметь в будущем интересную работу (64,9 — 62,8 — 72,0 — 72,2 — 65,2 — 78,8%);

· возможность претендовать на высокую зарплату (43,0 — 46,2 — 46,3 — 46,0 — 48,1 — 61,9%);

· для самосовершенствования (48,3 — 46,6 — 51,4 — 56,3 — 53,0 — 47,5%);

· чтобы получить диплом (51,5 — 51,4 — 39,3 — 35,8 — 49,7 — 42,4%).

Общекультурные, профессиональные и другие компетенции, необходимые для работы по избранной студентами профессии, отражены в образовательных стандартах и оцениваются в ходе обучения и по его итогам по принятым в вузах процедурам. Не менее важно и то, как сами студенты оценивают свое соответствие профессии, какие компетенции считают освоенными в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе, как показывают результаты мониторинга, проводимого Московским гуманитарным университетом.

Шкала к вопросу «Какие качества, умения, важные для жизни и избранной профессии, Вы приобрели или развили за время обучения в Университете?» построена на основе перечней компетенций, выделенных в ФГОС. Респондентам было предложено выбрать из этого перечня не более трех самых важных для них приобретенных качеств или вписать качества, не обозначенные в нем. Чаще всего студенты указывали на такую компетенцию, как умение анализировать информацию и делать обобщения (34,7, 42,5, 42,3, 42,8% в 2016, 2015, 2014, 2013 гг. соответственно).

Вновь около трети студентов отметили такую приобретенную компетенцию, как ставить цели и находить пути их достижения (31,0, 35,4 и 32,1% по результатам 2016, 2015 и 2014 г. соответственно). Умение работать в коллективе как приобретенное в вузе качество называют почти четверть опрошенных студентов (22,2, 22,9 и 23,2% по результатам 2016, 2015 и 2014 г. соответственно). Примерно таково же среднее число выборов по компетенции, характеризующей умение принимать самостоятельные решения (24,1, 21,6 и 23,2% по результатам 2016, 2015 и 2014 г. соответственно, на факультете экономики и управления — 32,7 и 30,1% по результатам 2016 и 2015 гг.). От года к году значения по факультетам меняются, нельзя отметить устойчивую динамику и перечислить факультеты, показатели по которым сохранялись бы выше среднего значения на протяжении длительного времени.

Достаточно высоко значение и других компетенций. Примерно каждый пятый среди отвечавших также отметил такие позиции, как «сдерживать эмоции», «нести ответственность», «понимать ценность избранной профессии», «приобретать новые знания по освоенным алгоритмам». Небольшое число выборов представлено по таким качествам, как «быть дисциплинированным», «занимать активную гражданскую позицию».

Свои перспективы на рынке труда студенты в основном рассматривают оптимистически.

Практически каждый второй ответил, что собирается работать по полученной в университете специальности и рассчитывает на успех (распределение ответов в этой позиции совпадает с результатами исследования 2015, 2014, 2012 и 2011 г.).

Из полученных данных следует, что уверенность в профессиональном успехе, связанном с полученным в оценках студентами своих перспектив на рынке труда преобладает, хотя каждый пятый высказывает опасения по поводу своих профессиональных перспектив.

Профессиональное обучение у основной части студентов закладывает жизненные планы, ориентированные на работу по профилю получаемого образования: 64,8% (48,2 и 60,2% по итогам 2015 и 2014 гг. соответственно) считают, что такая работа наиболее привлекательна для них после получения диплома о высшем образовании.

Рациональность выбора учебного заведения предопределено желанием студентов и их стремлениями работать по специальности.

Общая динамика студенческих оценок идет по пути динамического развития согласно общему развитию внешней среду и общества, рефлексируясь в сознании молодежи изменением позиции в процентном соотношении, но не изменением базовых ценностей.

Лит.: Трудовая социализация подростков (2005): По материалам социологического исследования «Особенности трудовой социализации подростков»: Кол. монография / дод общ. ред. А. И. Ковалевой, Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та; Гневашева, В. А. (2012) Молодежь России: особенности профессионального становления. М. : РГНФ; Гневашева, В. А. (2016) Социальная модель формирования рабочей силы. М. : Русанс; Луков, Вал. А., Ковалева, А. И., Гневашева, В. А. (2016) Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-т;

 


 


В. А. Гневашева, Н. А. Селиверстова