Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

ВКонтакте

 

ВКонтакте — российская социальная сеть родственная Facebook, позволяющая осуществлять поиск людей по их увлечениям, месту учебы и работы, персональным данным и т. д. В сети предусмотрены возможности создавать и вступать в группы по интересам, прослушивать музыку и смотреть фильмы, выкладывать и оценивать фотографии, транслировать свои мысли суждения, рекламировать товары и услуги. ВКонтакте также выступает как социальная практика позволяющая осуществить самопрезентацию в социальном пространстве.

С начала лета 2006 г. функционировала альфа-версия проекта. С сентября началась стадия бета-тестирования. 1 октября 2006 г. было зарегистрировано доменное имя vkontakte.ru. Социальная сеть «ВКонтакте» начала работу 10 октября 2006 г., изначально позиционируя себя как ресурс для студентов и выпускников российских вузов. В январе 2014 г. ежедневная аудитория «ВКонтакте» составляла около 60 млн человек, а в январе 2015 г. — 70 млн человек в день. По данным на 15 июля 2015 г., среднесуточная аудитория составляет 64 525 950 посетителей (Посещаемость «ВКонтакте» достигла 70 миллионов уникальных пользователей в день, Электронный ресурс).

Пользователям «ВКонтакте» доступен характерный для многих социальных сетей набор возможностей: создание профиля с информацией о себе, производство и распространение контента, гибкое управление настройками доступа, взаимодействие с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживание через ленту новостей активность друзей и сообществ. Кроме возможности писать сообщения, пользователь может оставлять комментарии под уже опубликованным контентом. К своим сообщениям можно «прикреплять» фотографии, аудиозаписи и видеозаписи (в том числе и полнометражные фильмы), документы и опросы. Возможность загружать на сайт собственные записи и использовать файлы, загруженные другими пользователями, делает «ВКонтакте» одним из крупнейших медиа-архивов Рунета. Из всех имеющихся на сайте файлов пользователь может создавать в своем профиле личную коллекцию записей, при желании группируя их в отдельные альбомы. «ВКонтакте» предлагает сторонним ресурсам использовать специально разработанные инструменты для глубокой интеграции с социальной сетью — виджеты. Эти решения позволяют встраивать в сайты систему комментариев для пользователей, сообщества, систему опросов, а также возможность легко поделиться ссылкой на материал с другими пользователями и авторизоваться на сайте.

Исследователи отмечают роль «ВКонтакте» как площадки для гендерных практик само-презентации подростков (Щекотуров, 2012). Страница пользователя «ВКонтакте», так же рассматривается как социальная маска, способ показать или замаскировать внутренний мир (Шугайло, 2012), социальный статус, выразить свою идентичность, объединиться с референтной группой. Психологи рассматривают ВКонтакте как фактор повышения суицидальных настроений (который, впрочем, постепенно нивелируется) (Демдоуми, Денисов, 2013).

«ВКонтакте» как социальная практика позволяет осуществить самопрезентацию в социальном пространстве, продемонстрировать набор социальных статусов и ролей как присущих индивиду, так и мнимых создаваемых для создания ложного представления о себе (например, фото, демонстрирующие несуществующие материальные блага, внешность, исправленная компьютерным моделированием и т. д.). Все это способствует смешиванию реальных и виртуальных статусов и социальных ролей, ведет к формированию новых видов социальных взаимодействий.

 

 

Лит.: Демдоуми, Н. Ю., Денисов, Ю. П. (2013) Социальная сеть как аспект суицидальной активности среди детей и молодежи (на основе анализа социальной сети «ВКонтакте») // Тюменский медицинский журнал. Т. 15. №3. Тюмень : М-центр. С. 37–38; Дьяченко, О. В. (2013) Методика исследования сообществ российских СМИ в социальной сети «ВКонтакте» // МедиаАльманах. №4. М. : Партнерство факультетов журналистики. С. 16–23; Ефимов, Е. Г. (2014) Социальные группы в структуре социальных сетей (на примере «ВКонтакте») // Primo Aspectu. Т. 16. №5 (132). Волгоград : Волгоград. гос. технич. ун-т. С. 63–67; Либшнер, А. (2010) «Останемся ВКонтакте» – коммуникация в социальных сообществах в русском Интернете // В мире научных открытий. №2–1. Красноярск : Научно-инновац. центр. С. 142–143; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Писаревский, В. Г. (2014) Социальный портрет аудитории православных интернет-сообществ в социальной сети ВКонтакте // Вестник Института социологии. №3 (10). М. : Ин-т социологии РАН. С. 130–148; Посещаемость «ВКонтакте» достигла 70 миллионов уникальных пользователей в день [Электронный ресурс] // Информационный портал Лента URL:https://lenta.ru/news/2015/01/16/ok/; Шугайло, И. В. (2012) «Множественная личность» как проявление конфликта (на материале анализа визуального образа «ВКонтакте») // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Т. 2. №2. Спб. : Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. С. 44–50; Щекотуров, А. В. (2012) Гендерные саморепрезентации подростков на страницах социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. №4 (110). М. : ВЦИОМ. С. 80–88.

 

В. А. Лапшин