Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Молодежь в обществе / Молодежные субкультуры

Геймер

 

Геймер (англ. gamer — игрок) — в широком смысле — любой человек, играющий в видеоигры; в узком смысле — человек для которого игра в видеоигры является неотъемлемой частью его образа жизни, иногда профессиональной деятельностью (геймерство в данном случае приобретает характер социального статуса).

ГеймерСлово «геймер» (gamer) появляется в философии, психологии, педагогике во второй половине XX в. Слово «геймер» используется по отношению не к любому игроку, а к видео- или кибер-игроку. Феномен геймерства сопряжен с играми особого рода (видео- и кибер-играми), с популяризирующейся со второй половины XX столетия персональной техникой (видеоприставкой и компьютером), с развитием клубной игровой культуры (Помелов, 2014). Как отмечают исследователи, геймерство — новый способ существования человека в строящемся информационном обществе, когда многие его индивидуальные и личностные качества, человеческий потенциал, проявляются именно в игре (раскрываются интеллектуальные, эмоциональные способности, работают интуиция, воображение). Игра становится ничем иным, как средством, обеспечивающим возможность увлекательно, полноценно жить. По всему миру в последние 20 лет возникло и существует множество игровых сообществ, которые могут принимать формы различных веб-колец, форумов и других виртуальных сообществ. Создано множество магазинов, специализирующихся на играх, которые часто служат местом для сбора геймеров. Геймерство также рассматривается как субкультура, выделяющаяся своим сленгом, ценностными категориями, символикой (например, компаний производителей игр), однако это справедливо лишь по отношению к геймерам в узком смысле (Кропачева, Литвинова, 2013).

Геймеров можно условно разделить на следующие типы:

— нубы (англ. newbies) — сленговое название новичков в определённой игре или же в играх в целом. Также существуют 2 производных термина: «новичок» (англ. newb) — начинающий игрок, но готовый учиться и «нуб» (англ. noob) — унизительное прозвание неопытного пользователя видеоигр (альтернативное написание на языке Leet — «n00b») (Новикова, 2014);

— простые игроки (жарг. казуалы, англ. casual gamers) — люди с ограниченным интересом к играм. Они, как правило, играют в несложные игры и не тратят на них много времени. Жанр предпочитаемых игр у таких игроков часто меняется, и они редко приобретают какие-либо специальные игровые консоли для удовлетворения своих потребностей;

— хардкор-геймеры (жарг. хардкорщики, англ. hardcore gamers) — игроки, обычно избегающие простых игр, рассчитанных на казуальных игроков, например, игр для Wii. Соревновательность — одна из определяющих характеристик хардкорщиков. Многие хардкорные геймеры принимают участие в турнирах по сетевым FPS, в частности Quake. Прочие хардкорщики не откажут себе сыграть в любые игры со сложным геймплеем ради азарта и испытания, требующие длительного времени на совершенствование прохождения. Как правило, более сложнопроходимые игры, выбираемые хардкорщиками, имеют и большую продолжительность, просто ввиду того, что у хардкорщиков вполне найдётся на них время (как на сюжет, так и на отточку своего мастерства). Но это отнюдь не значит, что любая длинная (к примеру, практически бесконечные MMORPG) игра автоматически является хардкорной. Основополагающим качеством хардкорной игры является сложность геймплея и, соответственно, время, затрачиваемое на отточку мастерства самого игрока, а отнюдь не длительность сюжета / миссий / время на прокачку виртуального персонажа.

— прогеймеры (англ. Pro-gamers) — профессиональные игроки, играющие за деньги. Основным заработком прогеймера являются призовые и зарплаты за игру на соревнованиях по киберспорту. В то время как прогеймер финансово зависим от игр, проведение времени за ними не считается «свободным» и может приносить меньше удовольствия игроку, так как игры для него становятся работой. В странах Азии, в частности в Южной Корее и Японии, прогеймеры спонсируются крупными компаниями и могут зарабатывать более $100,000USD в год.

— ретрогеймер (англ. Retrogamer) — игрок, предпочитающий играть в старые компьютерные, консольные или аркадные игры. Термин «ретрогеймер» наиболее распространён в Соединённом Королевстве и Европе, в то время как термины «классик геймер» (англ. classic gamer) и «олдскул геймер» (англ. old-school gamer) более распространены в Соединённых Штатах (NES Classics: retro gaming, at a price, Электронный ресурс).

Таким образом, исследователи рассматривают геймерство как социальный феномен, субкультуру, социальную практику. Геймерство является результатом построения информационного общества, когда часть социальных практик и жизненных интересов людей переносится в виртуальное пространство. При достаточно широком фронте исследований о воздействии компьютерных игр на поведения человека, очень часто упускается социальная функция виртуального пространства, игровых клубов и объединений (Буриков, Нестеренко, 2014). Обходится вниманием также возможный положительный аспект замены реальной самореализации — виртуальной, при невозможности первой, например, в результате инвалидности.

 

 

Лит.: NES Classics: retro gaming, at a price [Электронный ресурс] // информационный ресурс arstechnica. URL: http://arstechnica.com/gaming/2004/07/gars-07142004/; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Кропачева, М. А., Литвинова, Е. С. (2013) Субкультура геймеров, единая и делимая // Социо- и психолингвистические исследования. №1. Пермь : Пермский гос. нац. исслед. ун-т. С. 74–77; Новикова, А. П. (2014) Специфика сленга субкультуры геймеров // СМАЛЬТА. №6. Новосибирск : СМАЛЬТА. С. 40–42; Буриков, А. А., Нестеренко, К. С. (2014) Нейро- и психофизиологическое исследование функционального состояния человека во время компьютерной игры // Мир науки. №4. М. : Мир науки. С. 31–39; Помелов, В. А. (2014) Геймер: игроман или креативная личность? // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. №3 (39). Челябинск : Изд-во Челябинский гос. ин-т культуры. С. 76–81; Щекотихина, А. В. (2014) Субкультура геймеров как разновидность киберкультуры в современной молодежной среде // Социальная политика и социология. №2 (103). М. : Российский гос. соц. ун-т. С. 196–203.

 

В. А. Лапшин