Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Идентификация социальная молодежи

 

Идентификация социальная молодежи — это процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходящий в ходе социализации, посредством которого приобретаются или осваиваются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид (Ковалева, 1996).

В процессе социализации, неизбежной для каждого человека, живущего в обществе и рождающегося с предрасположенностью осваивать социальность, происходит непрерывная идентификация, которая осуществляется между людьми, живущими в одно время, в одном и том же мире. Социальная идентификация осуществляется в различных формах. Во-первых, происходит прямое эмоциональное отождествление индивидом себя с реальным или вымышленным лицом (например, юноша отождествляет себя с одним из родителей или известным политиком, киногероем, спортсменом, музыкантом). Во-вторых, причисление себя к определенной номинальной социальной группе (например, отождествление себя с молодежной группой) позволяет индивиду освоить значимые черты, стереотипы поведения и тем самым определить социальные рамки своего поведения, внутри которых нормы, ценности, информация, язык, вещный мир и т. д. получаются свою конкретизацию и многообразие. В-третьих, — причисление себя к реальным социальным группам, доминирующая роль среди которых в данном случае принадлежит группам, основанным на совместной реальной деятельности (например, для молодежи — это своя семья, студенческая или производственная группа и т. д.). Общество обуславливает типическое, тождественное, идентичное в личностях. Например, высшая школа как важнейший институт социализации, имеющий свои образовательные стандарты по направлениям/специальностям подготовки, формирует соответствующие этим стандартам общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, обучает и воспитывает молодежь в рамках определенного набора предметов, как правило, по установленным программам, в специальных условиях (аудиторные занятия, расписание, дисциплина, пунктуальность и т. д.). Так же школьное и дошкольное образования оказывают существенное влияние на то, чтобы новые поколения по уровню знаний, освоению норм, ценностей, стереотипов поведения были не только продвинуты, но и сходны, и в определенной мере идентичны. Вместе с тем все обучение и воспитание способствуют личностному развитию индивида, открывает новые источники его индивидуальности.

Успешная социализация сопровождается успешной идентификацией, когда срабатывает механизм закрепления позитивных качеств личности молодого человека и он реально соответствует требованиям к нему со стороны социального окружения. Но может быть и по-другому, когда индивид все же становится таким, каким не должен быть.

Общество задает отработанные и проверенные социокультурные символы и образцы (язык, информация, — причисление себя к реальным социальным группам, доминирующая роль среди которых в данном случае принадлежит группам, основанным на совместной реальной деятельности (например, для молодежи — это своя семья, студенческая или производственная группа и т. д.).

Идентификация обеспечивается действием механизма типизации (отнесения к типам личности, утвердившимся в данном обществе, общности, группе) и механизма индивидуализации (придание личности собственно индивидуального, неповторимого и уникального облика). Эти взаимосвязанные механизмы воздействуют на процесс распознавания человеком социальных черт, присущих ему как социальному субъекту и как неповторимой индивидуальности. Человек перенимает типическую жизненную конструкцию, начинает сам собой воплощать социальный тип.

Формирующиеся в процессе социализации идентификации, как правило, институционализированы, т. е. связаны с основными социальными институтами (семья, образование, труд, рынок, политические партии и др.) и проявляются через соответствие поведения институциональным требованиям и соответствующую реакцию институтов. Поэтому разрушение или резкое изменение институтов приводит к массовой утрате идентификации. Так, трансформация экономических институтов, разрушение экономических структур в России в первой половине 1990-х годов привели к утрате идентификации представителями многих профессиональных групп, а ликвидация КПСС привела к утрате идентификации миллионов людей, для значительной части которых эта партия играла важнейшую роль в осознании своей идентичности. Бесспорно, что распад СССР повлек за собой массовую дезориентацию, утрату идентификации на индивидуальном и групповом уровне, а также на уровне общества в целом.

Соотношение тождественности и различия в личностях предопределяется типом социальности общества. Доля социально-типического и индивидуального в конкретной личности во многом зависит от самого человека, хотя и детерминируется обществом. Но индивидуальность тем более развита, чем больше человеком освоена социальность (Ковалева, 1996).

Интенсивность процессов социализации и идентификации на разных этапах функционирования общества различна. Актуализация идентификационных процессов в исторической ретроспективе связывается с модернизацией общества, с его переходом от традиционного к индустриальному, когда расширяются масштабы общественного разделения труда и возможности личностного выбора в процессе социализации. Процессы идентификации получают высокую интенсивность в обществе, переживающем кардинальные социальные изменения.


 

Лит.: Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность: Лекции по социологии : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 211 с.; Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М. 224 с.; Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум, 351 с.; Эриксон, Э. (1996) Идентичность: юность и кризис: пер с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Издательская группа «Прогресс». 342 с.


А. И. Ковалева