Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Образование

 

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Результатом этого процесса становится приобщение человека к разносторонним знаниям о мире, овладение ценностями культуры и социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями. Образование конкретного молодого человека может быть рассмотрено как целостная система освоенных им знаний, умений и навыков, составляющих совокупность его компетенций того или иного уровня в определенной сфере деятельности.

Образование является одним из основных прав человека, что подтверждено международными и национальными правовыми актами. «Каждый ребенок, подросток и взрослый имеет право пользоваться преимуществами образования, которое наилучшим образом отвечает его основным потребностям в познании в самом лучшем и полном смысле этого слова — образования, которое включает умение познавать, делать, жить в обществе и быть его частью» (The Dakar Framework for Action: Education for All – Meeting Our Collective Commitments, документ, принятый на Всемирном форуме по вопросам образования, Дакар, Сенегал, 26–28 апреля 2000 г.). Образование играет важную роль в будущем материальном благополучии человека — его способности зарабатывать средства на рынке труда, жить дольше и более полноценной жизнью. Кроме того, оно играет важную роль в сплоченности общества, которая приобретает особое значение в переходный период: чем выше в среднем уровень образования в обществе и шире охват, тем более вероятно, что определенные группы граждан будут охотнее сотрудничать между собой, невзирая на границы, которые их обычно разделяют (Berryman, Sue E. 2000).

С 1 октября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Вместе с Конституцией Российской Федерации этот Закон закрепляет принципы государственной политики и правового регулирования в сфере образования, среди которых признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование; единство федерального образовательного пространства; светский характер образования; обеспечение права на образование в течение всей жизни и др. Система образования включает в себя федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования; организации, осуществляющие образовательную деятельность; органы власти, осуществляющие управление в сфере образования. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Высшее образование имеет уровни: бакалавриат/специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.

Система образования является социальным институтом, который рассматривается как важнейший компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения. Одним из свойств системы образования является консерватизм. Она устойчива к изменениям, имеют большой запас инерции, и в периоды социальных перемен является не только источником торможения преобразований, но и сохранения и передачи социального опыта (Ковалева, 2011).

Система образования как социальный институт имеет в своем распоряжении различные организации: дошкольные, общеобразовательные и высшие школы, университеты, свои органы управления, издательства и т. д. Система образования обладает необходимыми средствами и ресурсами. Она имеет материальные ресурсы в виде помещений, учебного оборудования, библиотек, интеллектуальные ресурсы в виде высококвалифицированных учителей, преподавателей, профессоров, а также моральные ресурсы — высокую мотивацию, увлеченность, взаимоуважение педагогов и учащихся.

В системе образования осуществляется процесс социокультурного воспроизводства как целенаправленная и организованная трансляция индивиду в форме культурных кодов (символически представленных программ поведения) определенного операционного и ценностно-смыслового состава основных видов деятельности и оформляющих ее социальных отношений. Знаково-символическая (образовательная) деятельность учащегося выступает первым этапом социокультурного воспроизводства в процессе образования. Она содержит в себе все необходимые и существенные характеристики образовательного процесса: трансляции и восприятие особым образом обработанной (закодированной) информации; раскодирование ее (освоение смыслов и схем действия в процессе понимания); соотнесение индивидом освоенного с социальной реальностью, собственными потребностями и ценностными ориентациями; включение освоенных культурных кодов в процесс жизнедеятельности (Смирнова, 2001).

Система образования является одним из основных институтов социализации. Существует относительно тесная связь между образованием, развитием людских ресурсов и экономическим ростом страны, хотя эффект образования отличается от страны к стране и может быть разным. Посредством образования передается и трансформируется культура, воспроизводятся и создаются социальные функции и статусы. Образование также имеет определяющее значение для сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества. Система образования сохраняет определенный консерватизм и значительную стабильность социализационных процессов, реализуемых в устоявшейся совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей новым поколениям. Этот институт социализации, обладая относительной самостоятельностью и стабильностью нередко оказывается в противоречии с потребностями общества. Такое противоречие возникает как по причине отставания системы образования от темпов общественного развития, так и в результате появления внутри самой системы образования элементов, опережающих существующие на конкретном этапе общественные потребности.

Происходит трансформация социализационной функции системы образования, проявляющаяся прежде всего в снижении его роли в обеспечении интеграции молодежи в общество и воспитании подрастающего поколения. Декларируемая демократизация системы образования пока не дает позитивных результатов. Растущая в обществе социальная дифференциация находит свое проявление в деятельности образовательных организаций. Основы образовательной системы подрывает также то, что около половины всех типов профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не требуются на рынке труда. Продолжается кризис системы образования, связанный как с распадом ее основных целеобразующих элементов, поиском новых образовательных ориентиров, так и с расплывчатостью государственных и общественных приоритетов образования. Наряду с этим система образования сохраняет значительную стабильность социализационных процессов, реализуемых в устоявшейся совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей новым поколениям.

С 2012 г. по решению Правительства РФ проводится Мониторинг эффективности организаций всех уровней системы образования. В настоящее время мониторинг включает 158 показателей (по системе высшего образования – 55 показателей), сведения о которых собираются в рамках федерального статистического наблюдения; еще 14 показателей выявляются по результатам социологических обследований. Мониторинг эффективности деятельности вузов является важнейшей частью общего мониторинга системы образования и постоянно претерпевает изменения как по инициативе Минобрнауки России, так и под воздействием объективных факторов – роста доступности информации, появления новых методов и технологий обучения. Например, в мониторинге 2015 г. приняли участие 887 вузов и 1229 филиалов, в том числе 356 частных вузов и 448 их филиалов. Успешно прошли мониторинг, выполнив четыре или более показателей из семи, 650 вузов и 486 филиалов. Сотни вузов страны (из них 99 московских) не достигли требуемых значений по четырем и более показателям. Значительное число вузов не учтено в мониторинге, так как они находятся в процессе реорганизации.

Показатели мониторинга 2016 г. следующие: (1) образовательная деятельность – средний балл единого государственного экзамена студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета; (2) научно-исследовательская деятельность – отношение общего объема средств, полученных от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, к численности научно-педагогических работников. При этом численность НПР рассчитывалась как приведенная к числу ставок численность работников профессорско-преподавательского состава и научных работников на 1 октября отчетного года, включая работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей); (3) международная деятельность – отношение приведенного контингента студентов – граждан иностранных государств, к приведенному контингенту студентов, выраженное в процентах; (4) финансово-экономическая деятельность – доходы образовательной организации из всех источников (без учета собственных средств) в расчете на одного НПР; (5) заработная плата ППС – отношение заработной платы профессорско-преподавательского состава к средней заработной плате по экономике региона в процентах; (6) трудоустройство. Сведения о трудоустройстве выпускников являются важнейшим показателем эффективности деятельности вуза. Эту информацию предоставляет Пенсионный фонд, куда идут отчисления от работодателей. Пороговое значение – 70%; дополнительный показатель – численность сотрудников из числа ППС (приведенных к доле ставки), имеющих ученые степени кандидата или доктора наук, в расчете на 100 студентов. Мониторинг становится мероприятием не только ежегодным, но фактически круглогодичным и охватывает все стороны и показатели работы образовательных организаций. Он является одним из инструментов совершенствования политики государства в образовательной сфере, достижения более качественных и конкурентоспособных результатов.


 

Лит.: Десять лет переходного периода (2001): Проект MONEE ЦВЕ/СНГ/Балтия (Регион. монитор. докл. №8). Флоренция : ЮНИСЕФ. Федеральный закон Российской Федерации от 12 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [ Элекроный ресурс]; Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность: Лекции по социологии : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 211 с.; Смирнова, Н. В. (201) Общее (среднее) образование как процесс социокультурного воспроизводства : автореф. дис. … д-ра социол. наук. М.

 

А. И. Ковалева