Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Голландская болезнь

 

Голландская болезнь (в экономике) — негативный эффект, оказываемый укреплением реального курса национальной валюты на стратегическое экономическое развитие страны, вследствие чего возникает бум роста обслуживающей экономики и стремительное снижение уровня профессионального образования и качества рабочей силы.

Свое название «голландская болезнь» получила по наиболее ярко описанному случаю ее возникновения в 1960-х гг. в Голландии, когда в стране началось масштабное промышленное освоение нефтегазовых запасов Северного моря. Относительная дешевизна производства и рост цен на топливо в 1970-х гг. привели к доминированию данной отрасли в экономике страны и к сопряженному снижению промышленного потенциала с последующим замедлением роста промышленного производства и снижением производительности труда рабочей силы. В этой связи в журнале «The Economist» в описании данного явления появился термин «голландская болезнь» (эффект Гронингена), который впоследствии и стал применяться к странам с усиливающейся ролью ресурсодобывающего сектора, приводящей к изменению в экономической структуре страны с последующим изменением структуры процесса формирования рабочей силы. Эффект получил свое название по местности открытия газового месторождения, впоследствии подобный факт положен в основу развития «голландской болезни» прочих регионов и стран.

Среди основных условий формирования голландской болезни отмечают открытость экономики и обеспеченность страны природными ресурсами, поэтому многие страны, обладающие, незаурядными природными ресурсами, в той или иной мере в разное время ощутили последствия голландской болезни, причем среди подобных стран встречаются страны совершенно разного уровня экономического развития, как то: Австралия, Голландия, Гвиана, Замбии, Россия и т. д.

Экономистами Гарвардского университета Джефри Саксом и Эндрю Варнером в 1997 г. были опубликованы результаты исследования, где они рассмотрели темпы экономического роста 95 стран за 20-ти летний период (1970–1990). В сравнении с историческим развитием стран была выявлена некоторая «черта экономической жизни мира», согласно которой страны с бедными природными ресурсами превосходят по темпам страны с богатыми природными ресурсами.

В отношении долгосрочного экономического роста и стремлений к росту качества жизни наличие природных ресурсов есть некоторый повод к снижению уровня профессионального формирования рабочей силы и существенному перекосу экономики в сторону ее обслуживающей компоненты, что в конечном итоге приводит к снижению человеческого капитала нации.

Пик проявления «голландской болезни» в России отмечается экспертами в момент экономического роста до кризиса 2008 года.

В авторских эмпирико-статистических заключениях оценки голландской болезни в России в отношении молодежи могут быть сделаны следующие выводы. Экономическая регрессионная модель оценки степени трансформации процесса воспроизводства трудовых ресурсов России представлена объясняемой переменной – количество студентов учреждений высшего профессионального образования, позволяющей оценить спрос на услуги высшего профессионального образования, определяемой как экономическое общественное и частное благо, наделенное свойствами экономического общественного и частного блага и регрессорами, как то: индексы физического объема ВВП, доля занятого населения в секторе услуг, средние экспортные цены на нефть.

В полученной регрессии количество студентов учреждений высшего профессионального образования отрицательно зависит от индекса физического объема ВВП, а также доли занятого населения в секторе услуг. Вторая отрицательная зависимость очевидна, так как получение профессионального образование предполагает занятие рабочих мест более квалифицированного труда. Эта же зависимость получила свое подтверждение как значимая в рассматриваемой модели на основе анализа t-статистики регрессии. Первая отрицательная зависимость по сути отражает несвязанность данных переменных, по всей видимости в силу отложенности одного процесса (спроса на образовательные услуги высшего профессионального образования) по отношению к другому – изменению ВВП: процесс спада количества студентов в вузах приходится на более поздний период, однако по прочим оценках преимущественно это было вызвано демографическими факторами, а не экономическими, как предполагается эффектом Гронингена.

В регрессии также отмечена положительная зависимость между изменением количества студентов высших учебных заведений и изменением цен на нефть, в противоположность предполагаемой зависимости по эффекту Гронингена, так как рост цен на энергоресурсы, определяющие рост ВВП за счет их экспортной продажи должен вызывать снижение спроса на образовательные услуги высшего профессионального образования.

Коэффициент эластичности второго регрессора по отношению к объясняемой переменной составил величину –1,789, что означает, что увеличение доли занятых в сфере услуг на 1% приводит к сокращению количества студентов на 1,789%.

Общий вывод по итогам исследования состоит в том, что голландская болезнь в России проявляется иначе, чем описана теоретически. Рост цен на нефть приводит к сопряженному росту ВВП, экономическому подъему и росту уровня доходов населения. Благо «образовательные услуги высшего профессионального образования» на основе ранее проведенных авторских исследований являются товаром Веблена, характеризующимся показательным потреблением. В авторских исследованиях, проведенных ранее, на основе общей функции спроса на экономическое благо «услуги высшего профессионального образования» путем верификации факторов, была выявлена функциональная зависимость спроса на образовательные услуги высшего профессионального образования для современных социально-экономических условий в РФ и даны ее экономические характеристики.


 

Лит.: Забелина, О. (2004) Российская специфика «Голландской болезни» // Вопросы экономики. №11. С. 60–75; Гуриев, С., Сонин, К. (2008) Экономика «ресурсного проклятия» // Вопросы экономики. №4. С. 61–74.; Фетисов, Г. Г. (2008) Задача снижения зависимости российской экономики от сырьевого экспорта и альтернативы экономической политики // Проблемы прогнозирования. №3. С. 17–36; Гневашева, В. А. (2012) Развитие молодежного сегмента рынка труда на основе формирования профессиональных компетенций через систему высшего профессионального образования / дис. … д-ра эконом. наук М. : ВЦУЖ. 356 с.; Гневашева, В. А. (2016) Голландская болезнь России? // Международные процессы. №4.; Sachs, J., Warner, A. (1995) Economic Reform and the Process of Global Integration // Brookings Papers on Economic Activity. №1. 118 p.

В. А. Гневашева