Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Глобализация образования

 

Глобализация образования (в социологии, экономике) – процесс одновременного расширения сферы образовательных услуг профессионального образования и усиления дифференциации профессионального образования по критериям: специализация, уровень образования, учебное заведение, студенчество.

Сегодня многие страны, в том числе и Россия стремительно движутся на пути глобализации практически всех сфер жизнедеятельности населения к единению системы образования с западными образцами, принимая и поддерживая Болонский процесс.

Глобализация в образовании имеет неоднозначные последст­вия. Ее положительной стороной является то, что она приводит к универсализации и распространению передовых технических и естественно-научных знаний. Поэтому глобализация знаний хороша в области преподавания естественных и технических наук. Однако в сфере преподавания гуманитарных наук глобали­зация напоминает культурный империализм — улицу с одно­сторонним движением, по которой транслируются взгляды и ценности, выгодные доминирующей культуре. Поэтому препода­вание гуманитарных дисциплин и дидактические методы обуче­ния должны развиваться, учитывая национальную специфику. Россия может представлять интерес для стран-участниц Болонского процесса, только сохранив национальную специфику оте­чественного образования и его неотъемлемые достижения. Можно сослаться на технический опыт стран Юго-Восточ­ной Азии — Японии, Китая, Южной Кореи, Тайваня и Синга­пура. Сохранив свою культурную специфику, они взяли все луч­шее, что есть на Западе — его технологии, опыт, инвестиции — и не только стали вровень, но и во многом опередили западные страны.

Глобализация образования и систем внедрения общества в образовательные процессы, учитывая специфику формирования самого общества в условиях неравномерного экономического развития, определило дифференцированные подходы в получении и значимости образования для разных категорий граждан. Возникают новые «качества» образования, определяющие отношения к ним общественных групп.

В последние десятилетия XX — начале XXI вв. отмечены общемировые тенден­ции — движения к демократизации образования, которое включает в себя движение от элитар­ного образования, ставящего людей в неравные условия конкуренции за получение доступа к образованию высшего качества, т.е. означающего дискриминацию людей по социальным, на­циональным и иным критериям, к элитному, где образование высокого уровня дополняется его большей открытостью.

Вопрос о дифференциации образования, о справедливости или несправедливости существо­вания элитных учебных заведений продолжительное время обсуждается в зарубежной литера­туре. В ней выявились два альтернативных подхода. Эгалитаристские критики элитного обра­зования используют следующие аргументы: наличие элитных школ — это вызов демократии, пережиток аристократических времен, социальный атавизм; элитные школы вредны, потому что они ставят молодых людей в неравные условия, воспроизводят, поддерживают, закрепляют социально-классовое неравенство. Некоторые ученые разделяют тезис о пагубном влиянии на мораль самого факта наличия элитных учебных заведений. То, что учащиеся элитарных частных школ имеют несрав­ненно большие шансы получить образование высокого качества и преуспеть в жизни, пагубно влияет на моральные устои молодого поколения. В демократическом обществе наряду с государственной должна существовать и независимая от него система образования, в том числе альтернативного, и пусть родители и де­ти выбирают ту систему, которая им больше подходит.

Современные тенденции в образовательном пространстве высшего профессионального образования России многие связывают с понятием голландской болезни, основным следствием которой в экономике выступает снижение доли производящего сектора в сторону увеличения сектора услуг, а в профессиональном образовании - снижение уровня профессиональной подготовки.

 

Лит.: Забелина О. (2004) Российская специфика «Голландской болезни» // Вопросы экономики. №11. С. 60–75; Гуриев, С., Сонин, К. (2008) Экономика «ресурсного проклятия» // Вопросы экономики. №4. С. 61–74.; Фетисов, Г. Г. (2008) Задача снижения зависимости российской экономики от сырьевого экспорта и альтернативы экономической политики // Проблемы прогнозирования. №3. С. 17–36; Гневашева, В. А. (2012) Развитие молодежного сегмента рынка труда на основе формирования профессиональных компетенций через систему высшего профессионального образования / дис. … д-ра. эконом. наук. М. : ВЦУЖ. 356 с.; Sachs, J., Warner, A. (1995) Economic Reform and the Process of Global Integration // Brookings Papers on Economic Activity. №1. 118 p.



В. А. Гневашева