Образовательная социализация
Образовательная социализация (в социологии, экономике) – изменение (корректировка) личности индивида и его поведения в процессе профессионального образования, отражающаяся в самоидентификации индивида и его социальном положении.
Процесс образовательной социализации ставит вопросы о ключевых агентах социализации, влияющих на изменение и (или) формирование личности молодого человека в процессе получения им профессионального образования.
Следует отметить, что по данным эмпирических исследований Московского гуманитарного университета, проводимых в режиме мониторинга с 2004 г., ключевым социальными агентами, влияющим на изменение личности индивида и его поведение в самооценках респондентов выступает семья, на втором месте с существенным отрывом в процентных отношениях – малая социальная группа (друзья). В самооценках значимость образовательного учреждения, тем более учреждения высшего профессионального образования как агента социализации в процессе изменения личности индивида и его поведения отмечается крайне редко. Все же сам факт получения профессионального образования оценивается респондентами как значимый для изменения собственного социального положения и получения экономических выгод, которые ожидает индивид от процесса своего профессионального образования (рабочее место, зарплата, улучшение материального благосостояния и т. д.).
Образовательная социализация в современных социально-экономических условиях может быть определена опосредованно как результат профессиональной и трудовой социализации индивида.
Лит.: Гневашева, В. А. (2016) Социальная модель формирования рабочей силы. М. : Русанс; Луков, Вал. А., Ковалева, А. И., Гневашева, В. А. (2009) Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та; Луков, Вал. А., Гневашева, В. А. (2008) Студент МосГУ: социализационная динамика (сравнительный анализ материалов мониторинга). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.