Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Трудовая (профессиональная) социализация

 

Трудовая (профессиональная) социализация (в социологии, экономике) — изменение (корректировка) личности индивида и его поведения в процессе трудовой деятельности, отражающаяся в самоидентификации индивида и его социальном положении. Трудовая (профессиональная) социализация исполняется с одной стороны в рамках трудового коллектива, с другой – в рамках профессиональной стратификации.

Трудовая (профессиональная) социализацияПроцесс профессиональной стратификации очень многогранен и сложен, зависит от множества внешних по отношению к рабочему месту индивида факторов, таких как: развитость экономической системы государства; профессиональные и экономические ожидания общества; историческое развитие системы профессиональной подготовки; степень разделения труда; многоуровневость системы профессиональной подготовки; общественные ожидания в отношении профессионального образования; устойчивость процессов формирования рабочей силы и т. д.

В этой связи для стран с длительным периодом кардинальных общественных и экономических трансформаций и реформ характерно смешение процессов трудовой и профессиональной социализации и по сути замещение профессиональной социализации трудовой, где достижение высокого социального статуса возможно не в процессе именно профессиональной социализации, а в процессе именно трудовой, не предполагающей наличие профессиональных знаний и умений как ключевых для перехода на более высокий уровень в профессиональной и социальной структуре общества. Значимым и достаточным для повышения социального статуса выступает наличие и наращивание именно трудовых навыков.

Возможно было бы проследить зависимость между экономическим типом общества и доминирующим видом социализации трудовых ресурсов. Так, например, для аграрного общества доминирующим видом социализации выступает трудовая; для индустриального общества – профессиональная социализация; для постиндустриального общества – профессиональная социализация на базе трудовой; для информационного общества – трудовая социализация в изменении типа от физических (трудовых) навыков к информационным в связи со сменой доминирующего фактора производства от труда к информации.

Трудовая и образовательная социализация молодежи важна для изучения еще и в связи с непосредственной связью данного процесса с формированием и накоплением человеческого капитала.

Индекс развития человеческого капитала лег в основу межстранового сравнения перспективности и стратегической устойчивости общества как социальной целостности и основы экономической системы. В этой связи изучение вклада молодежи в развитие человеческого капитала нации представляется стратегическим вопросом, требующим постоянного анализа и регулирования.

В соответствии с теорией «че­ловеческого капитала», родившейся в 60-х годах в США, при повышении уровня образования отдельных людей намного больше выигрывает общество в целом.

В экономике развитых стран именно человеческий капитал стал основным фактором прогресса, обеспечивая до 3/4 производства и прироста национально­го дохода и тем самым, стимулируя рас­ширенное воспроизводство среднего класса и интеллигенции как социально­го слоя. Аналогичная тенденция наблю­дается сейчас и в России.

Рассматриваемый возрастной интервал, молодежный период жизни человека, то есть возраст 15–29 лет, сопряжен с активными фазами образовательной, профессиональной и трудовой социализации. Исходя из теории Г. Беккера об инвестициях в человеческий капитал, данный временной отрезок жизни человека, по сути, предопределяет возможность и величину отдачи от инвестиций, а их объем в свою очередь есть свидетельство последовательной реализации этапов образовательной, профессиональной и трудовой социализации.


 

Лит.: Беккер, Г. (2003) Человеческое поведение: экономический подход. Избр. труды по экономич. теории. М.; Трудовая социализация подростков (2005): По материалам социологического исследования «Особенности трудовой социализации подростков»: Кол. монография / под общ. ред. А. И. Ковалевой, Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та; Гневашева, В. А. (2012) Молодежь России: особенности профессионального становления. М. : РГНФ; Гневашева, В. А. (2012) Развитие молодежного сегмента рынка труда на основе формирования профессиональных компетенций через систему высшего профессионального образования / дис. на соис. уч. ст. д.э.н. М. : ВЦУЖ; Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи. М. : Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация»; Новая модель рынка труда России (2014): Роль внешних факторов / под ред. чл.-корр. РАН С. В. Рязанцева, д.э.н. В. А. Гневашевой. М. : Экон- информ; Гневашева, В. А. (2016) Молодежный сегмент рынка труда современной России. М. : Инфра-М; Гневашева, В. А. (2016) Социальная модель формирования рабочей силы. М. : Русанс; Луков, Вал. А., Ковалева, А. И., Гневашева, В. А. (2016) Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

 


В. А. Гневашева