Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Аномия

 

Аномия — состояние общества, характеризуемое распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие. Понятие введено в социологию Э. Дюркгеймом. Под аномией он подразумевал отсутствие четких правил и норм поведения, когда старая иерархия ценностей рушится, а новая еще не сложилась, что порождает моральную неустойчивость отдельных индивидов. В момент общественной дезорганизации, будет ли она проходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. В момент социального кризиса, когда прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться, общество не в состоянии в короткий срок и повсеместно приучить людей к новой жизни, к дополнительному самоограничению. Для того чтобы люди и вещи заняли в общественном сознании подобающее им место, нужен большой промежуток времени. Никто в этот переходный период не знает в точности, что возможно и что не возможно, справедливо и не справедливо. Нельзя указать границу между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все. Общественное мнение не в силах своим авторитетом сдерживать индивидуальные аппетиты; эти последние не знают более такой границы, перед которой они были бы вынуждены остановиться (Дюркгейм, 1998: 294–296). По Дюркгейму, аномия является результатом такого положения, когда в известных пунктах общества нет коллективных сил, т. е. организованных групп, которые бы направляли общественную жизнь. В коммерческой и промышленной сферах социальной жизни аномия — хроническое явление, здесь она достигает особой концентрации и из патологии становится почти что нормой (там же: 297). Аномия является регулярным и специфическим фактором самоубийств и других социальных отклонений. Преодоление социальных отклонений связано с достижением большей сплоченности социальных групп, чтобы они крепче держали индивида, и чтобы индивид крепче держался за них. Чтобы его существование не казалось ему пустым, и он постоянно видел, что жизнь его служит цели, которая непосредственно его касается. Но это возможно лишь в том случае, когда более простая и менее обширная социальная среда теснее окружает его и предлагает ему более близкую цель его деятельности (там же: 452–463).

Важнейший после Дюркгейма вклад в теорию аномии внес Р. Мертон. По Мертону, аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения (Мертон, 1966: 299–313]. Мертоновская трактовка аномии многомерна. Во-первых, аномия выступает как свойство социальной системы в целом, собственно «бесформие», возникающее в результате разрушения нормативной структуры общества; во-вторых, аномия обозначает нарушение взаимооднозначного соответствия и согласованности между нормами и ценностями, регулирующими один и тот же тип поведения; в-третьих, аномия трактуется как расхождение между нормативной структурой и структурой возможностей. Мертон классифицировал типы способов индивидуальной адаптации к структурной аномии (конформизм и различные виды отклоняющегося поведения — инновация, ритуализм, ретритизм, бунт) (Девятко, 1994: 202–204).

Теория аномии широко используется в социологических исследованиях отклоняющегося поведения.

В социологии молодежи к теме социальной аномии обращались Ю. А. Зубок, В. И. Чупров, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков, И. Г. Биченко и другие исследователи (Зубок, Чупров, 2008; Ковалева, Луков, 1999; Луков, 2012; Биченко, 2009).

 

Лит.: Биченко, И. Г. (2009) Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 18 с.; Девятко, И. Ф. (1994) Мертоновский корректив к парсоновской версии структурного функционализма // Очерки по истории теоретической социологии XX столетия : от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму : пособие для гуманитар. вузов / [гл. ред. Ю. Н. Давыдов]. М. : Наука. 379  с. С. 197–205; Дюркгейм, Э. (1998) Самоубийство. Социол. этюд : пер. с фр. / изд. подгот. Вал. А. Луковым, СПб. : Союз. 496 с.; Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2008) Социальная регуляция в условиях неопределенности : Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М. : Academia. 272 с.; Мертон, Р. К. (1966) Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М. : Прогресс. C. 299–313; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация. 528 с.


 

А. И. Ковалева