Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Молодежь в обществе / Молодежные субкультуры

Фанфик

 

Фанфик (англ. — fan — поклонник и fiction — литературное произведение) — любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов, а также компьютерных игр и т. д.

Своеобразным предтечей фанфиков можно считать, например, «Завещание Крессиды» Роберта Генрисона, так как оно основано на поэме «Троил и Крессида» Джеффри Чосера и, как и большинство фанфиков, создана, чтобы заполнить бреши в оригинальной работе. На рубеже XX века такими авторами как Бёрнетт и Несбит были созданы пародийные «фанфики» на произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Поклонниками Артура Конан Дойля было написано несколько версий «Приключений Шерлока Холмса».

Понятие фанфика — как художественного воплощения собственных фантазий поклонников произведения — было популяризовано и получило четкое определение благодаря фэндому (объединению фанатов) сериала «Звездный путь» и научно-фантастическим журналам по нему, опубликованным в 1960-х гг. Первый научно-фантастический журнал «Spockanalia» (1967) содержал фанфик. В 1960–1970-х гг. в Японии стали популярны любительские манга и новеллы, известные как додзинси, широко распространенные в кругах додзин (японский термин, обозначающий группу людей, объединенную общими интересами, хобби и т. п.). Большинство из этих додзинси были созданы на основе существующей манги, аниме, а в последствии и франшизах компьютерных игр (Иванов, 2001). Особое распространение фанфиков в конце ХХ начале ХХI вв., напрямую связано с распространением Интернета, и созданием в нем интернет-сообществ, форумов и сайтов по различным литературным, кино- и мульт- произведениям. Исследователи отмечают, что Интернет создал питательную среду для фанфиков, так как он дает возможность взаимодействовать писателю с читателем, и тысячам фанатов друг с другом напрямую, получать советы и поддержку. О расцвете данного жанра свидетельствует тот факт, что существуют в Сети тысячи сайтов, посвященных фанфику, а некоторые сайты содержат миллионы историй художественных текстов фанатов, например, ресурс fanflction.net (Могилевская, 2016). Среди исследователей так же существует представление о фанфике, как результате распространения массовой культуры (Булдакова, 2016).

Авторов фанфиков называют фикрайтерами (англ. Fic-writer), исследователи отмечают, что фикрайтерами являются чаще всего подростки и молодежь, гендерный состав которых несимметричен (больше 80% авторов женщины) (Могилевская, 2016). Фанфики являются смежной разновидностью творчества и включают в себя как элементы оригинального мира, так и вымысел фикрайтера, выходящий за каноны оригинала. Поскольку большинство фанфиков ориентированы на чтение другими поклонниками, то зачастую предполагается, что читатель должен быть ознакомлен с оригинальным произведением искусства.

Фанфики можно разделить по различным основаниям.

Так по характеру отношений выделяют:

— «Curtain story» — рассказ, как правило, «Slash», в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.

— «Domestic disciplin» — фанфик, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно.

— «Alternate Pairing» («Shipping») — фанфик, в котором описываются романтические или сексуальные отношения пар, которые по канонам оригинального произведения не испытывают друг к другу любовных чувств.

— «Слэш» — разновидность «Alternate Pairing», в котором присутствуют романтические или сексуальные отношения между представителями одного пола.

— «Femslash» («Femmeslash», «Fem», «Saffic») — фанфик, в котором описаны романтические или сексуальные отношения между женскими персонажами.

— «Fluff» — это теплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.

— «Het» («Heterosexual», «Shipping») — сюжет в основном фокусируется на романтических или сексуальных отношениях между разнополыми героями. При этом он может колебаться от непринужденной романтики до откровенной эротики.

— «Smarm» — фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.

— «Gen» (от англ. general audience) — любовная линия отсутствует или малозначимая.

— «Grapefruit» — обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту.

— «Lemon» — содержит сцены откровенного сексуального характера, «Lemon» с преимущественным упором на сексуальные сцены с минимальным сюжетом относится к «PWP».

— «Lime» — тот же «Lemon», который прошел цензуру и имеет сцены более эротического, чем порнографического характера.

— «PWP» (от англ. Porn without Plot — порнография без сюжета или от англ. Plot, what Plot? — Сюжет? Какой сюжет? — бессюжетная порнография, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

— «UST» (англ. Unresolved Sexual Tension) — герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.

— «Vanilla» — фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (садомазохистские мотивы).

По способу создания фанфики можно разделить на:

— «Сrossover» — фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.

— «Filk» — фанфик в виде песни.

— «POV» (от англ. Point of view) — повествование от первого лица одного из героев.

— «Profic» — профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. «Profic» пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance», «Star Wars», «Warhammer», или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг.

— «Round robin» — фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля.

— «RPF» (англ. real person fiction) — героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости.

— «RPS» (англ. real person slash) — описываются гомосексуальные отношения между реальными людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации.

— «Self-insert» («Author character») — так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика.

— «Song-fic» — фанфик, в котором часто используется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).

— «TWT» — в фанфике нарушена временная последовательность действия.

По соответствию оригиналу фанфики можно разделить на:

— «AU» (от англ. Alternative Universal) — есть значимые расхождения и противоречия с каноном оригинала.

— «NO-AU» — расхождений с миром оригинала нет или они спорны, либо малозначимые.

— «Original fanfiction» — иногда так называют любительские произведения, которые совсем не затрагивают ни один из фэндомов или же имеют очень малую и косвенную взаимосвязь.

— «Uber Fanfiction» «Uberfic» — разновидность фанфика, очень приближенная к «Original fanfiction», но имеет большую связь с оригиналом.

— «OOC» (от англ. Out Of Character) — есть значимые расхождения и противоречия с характерами персонажей оригинального произведения.

— «OC» (от англ. Original Character) — фанфик, в котором фикрайтер создает уникальный образ персонажа, не входящий ни в один из фэндомов. Как правило, такие персонажи являются вторичными по отношению к фэндомным персонажам и часто взаимодействуют с ними, помогая преодолеть препятствия. Уникальные персонажи являются загадочными и не предсказуемыми, при этом совсем не похожи на образ «Мэри Сью».

— «OFC» (от англ. Original Female Character) — фанфик, в котором фикрайтер создает уникальный образ женского персонажа.

— «OMC» (от англ. Original Male Character) — фанфик, в котором фикрайтер создает уникальный образ мужского персонажа.

— «Мэри Сью» (англ. Mary Sue), иногда «Мэрисья» или «Машка» — персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, каким автор хотел бы быть (явление присуще, как правило, женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением.

— «Марти Стью», он же «Марти Стю» (англ. Marty Stu) или «Морис Стю» (англ. Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий — Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) — мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню.

По сюжету фанфики можно разделить на:

— «Angst» — это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

— «Dark», «Darkfic» — рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.

— «Deathfic» — фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

— «Established Relationship» — описывает установившиеся отношения между героями.

— «Hurt/comfort» — фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему на помощь.

— «Continuation» — продолжение оригинального произведения.

По размеру фанфики можно разделить на:

— «Ficlet» — короткий одночастный фанфик.

— «Drabble» — отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под этим подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.

— «Vignette» — очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие) (Fan Fiction Writing: New Work Based on Favorite Fiction, Электронный ресурс).

Таким образом, фанфик представляется не столько принципиально новым литературным явлением, сколько социокультурным феноменом, в котором отразились такие особенности современной культуры, как размывание границ между игровым и неигровым пространством, смешение процессов труда и игры, стремление к самовыражению через ресурсы, предоставляемые строящимся Информационном обществом. Фанфик, через исследование актуализации тех или иных тем, может служить одним из индикаторов социальных процессов и ценностей современной молодежи и подростков.


 

Лит.: Fan Fiction Writing: New Work Based on Favorite Fiction. [Электронный ресурс] // Сайт Всемирная энциклопедия наследия. URL: http://self.gutenberg.org/articles/fan_fiction; Kостюрина Н. Ю. (2016) Фанфикшн как предмет научного исследования в российском гуманитарном знании // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2016. Т. 2. №1 (25). Комсомольск-на-Амуре : Комсомольский-на-Амуре гос. тех. ун-т. С. 63–67.; Булдакова, Ю. В. (2016) Литературный лубок и фан-фикшн: трансформация текста в публикациях массовой литературы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. №6–1 (60). С. 14–18.; Денисова, А. (2009) Семантика субкультуры «аниме» [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии Вып. №2 (14). URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/394-article_22-6.html (дата обращения 20.11.2016); Зольникова Ю. (2016) Фанфик и оригинал: сопоставительный анализ // Сопоставительные исследования 2016. Продолжающееся научное издание. М. : Истоки. Тамбов : Грамота. С. 192–193.; Иванов, Б. А. (2001) Введение в японскую анимацию. / 2-е изд. М. : Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры». 396 с.; Могилевская Г. И. (2016) Фанфик: кукольный мир Интернета // Молодой ученый. №16 (120). Казань : Молодой ученый. С. 473–476.



В. А. Лапшин