Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Гендер

 

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — 1) набор социальных ролей и статусов, связанных с социальным и культурным пониманием человеческого пола (социокультурный аспект половой принадлежности, способ социальной дифференциации). 2) культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время.

Термин «gender», в переводе с английского означает грамматическую категорию рода, классификацию индивидов по полу или сам пол. Поэтому довольно часто в научных статьях понятия «гендер» и «пол» синонимизируются. Первые попытки нахождения различий в понятиях «пол» и «гендер» были сделаны еще в 1968 г. психологом Р. Столлером. Несомненно, что до Р. Столлера в социально-философских и политических концепциях (XVIII–XX в.) Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и Дж. С. Милля, Ш. Фурье, К. А. Сен Симона и Р. Оуэна развивались основы теории прав мужчин и женщин, а в работах представителей Франкфуртской школы (3. Фрейд, В. Райх, М. Мид, Г. Маркуз и др.) сексуальность человека стала рассматриваться не только в социальном, но и политическом контекстах. Позже эти идеи были поддержаны феминистскими антропологами. Так, в середине 70-х гг. XX в. с выходом сборника «Женщины, Культура и Общество» (М. Розальдо и Л. Ламфер), антологии «К антропологии женщин» под редакцией Р. Рейтер официально признается феминистское направление антропологического знания. Можно констатировать, что с 70-х гг. XX в. начался новый этап исследований, где женщины занимали стержневые позиции в теоретическом и эмпирическом анализе. Понятие «гендер», в этот период, стало одной из важнейших антропологических категорий, наравне с такими терминами, как «класс», «раса», «этнос» (Шорыгин, 2015). В настоящее время феминизм рассматривается, прежде всего, как альтернатива философской концепции социокультурного развития (Брусенская, 2014). Вместе с тем, следует отметить, что в течение довольно продолжительного периода феминизм рассматривался как идеология равноправия мужчин и женщин, как социальное и политическое движение (Гахраманова, 2015).

Считается, что первые попытки научного определения понятия «гендер» были предприняты психоаналитиком Г. Рубин. Используя методы структурной антропологии и психоанализа, Г. Рубин изучала факторы обмена женщин между мужчинами в первобытном обществе. Ей разрабатывается «...пологендерная система как набор соглашений» (Рубин, 2000). Следующей существенной для конкретизации понятий «пол» и «гендер», стала работа Р. Унгер «О редефиниции понятий «пол» и «гендер». В этой работе автор предлагает употреблять слово «sex» только в отношении биологических характеристик человека, а понятие «гендер» только в социально-культурных и психологических аспектах, т. е. в тех обстоятельствах, которые относятся к ролям, чертам, нормам, и стереотипам, считающимся типичными для мужчин или для женщин.

Для дальнейшего развития гендерной теории одной из значимых работ, стала книга А. Рич «Материнство как опыт и институт» в которой гендер рассматривается как специфическая система, взаимосвязанная со стратификационными категориями. Схема статусно-структурного движения гендера была представлена Д. Ломбером. Согласно данной схеме, первоначально пол (sex) рассматривался как биологическая категория, как сочетание генов, определенный набор хромосом; в дальнейшем пол (sex) рассматривался как социальная категория, которая предназначена от рождения; следующий этап — половая (sex-gender) идентичность как осознание себя в роли представителя того или иного пола, ощущение своего тела как мужского или женского, осознание, в социальном контексте, своей принадлежности к определенному полу; следующий этап — пол (gender) как процесс — научение, обучение, формирование поведенческих действий, которые приобретаешь в результате усвоения определенного гендерного статуса; и последний — пол (gender) как структура, как статус, который человек приобретает в общественной структуре установленных отношений между полами (Гахраманова, 2015).

Таким образом, концепции гендера можно разделить на три направления: гендер как социальный конструкт; гендер как элемент социальной стратификации; гендер как элемент культуры. Гендерные отношения являются частым предметом изучения социологии молодежи, гендерной социологии, социальной философии, психологии и педагогики. Исследователями отмечается, что особенно остро на современном этапе формирования информационного общества ставится вопрос о не совпадении и уходе гендерных ролей от изначального биологически заданного поведения (Воронова, 2015). В контексте исследований связанных с социальной экспертизой и медико-биологическим «улучшением» человека, поднимается вопрос о возможности нивелирования биологического пола и упразднения гендерных различий (Луков, 2016) (Лапшин, 2016). Важным вопросом в отечественной социологии является нарушенная гендерная идентичность у людей с ограниченными возможностями здоровья (Воеводина, 2013; 2016).


 

Лит.: Брусенская, Л. А. (2014) Гендер как продукт культуры и социальных отношений: принципы гендерного словаря // European Social Science Journal. №10–1 (49). М. : Изд-во Междунар. исслед. ин-та. С. 196–201; Воеводина, Е. В. (2013) Гендерные аспекты инвалидности и социальная эксклюзия инвалидов на уровне института семьи // Вестник социальной работы. №1. М. : Изд-во Рос. гос. социального ун-та. С. 110–116; Воеводина, Е. В. (2016) Гендерная идентичность женщин с инвалидностью // Социально-гуманитарные знания. Т. 1. М. : Изд-во Социально-гуманитарные знания. С. 259–266; Воронова, А. В. (2015) Гендер как предмет междисциплинарного анализа // Ярославский педагогический вестник. Т. 2. №2. Ярославль : Изд-во Ярослав. гос. пед. ун-та им. К. Д. Ушинского. С. 196–201; Гахраманова, Г. Н. (2015) Определение понятия «гендер»: социальный и биологический пол человека // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Педагогика, психология. №1 (20). Тольятти : Изд-во Тольяттинского гос. ун-та. С. 237–239; Лапшин, В. А. (2016) Пути развития человеческого потенциала под влиянием биомедицинских технологий (по мнению молодежи здоровой и с ограниченными возможностями по здоровью) // Знание. Понимание. Умение. №3. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 97–102; Луков, В. А. (2016) Эксперименты с телесностью: боди-модификейшн как биосоциальный феномен // Вестник Международной академии наук. Русская секция. Вып. №1. С. 59–63; Рубин, Г. Обмен женщинами // Хрестоматия феминистских текстов: переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб. : Дмитрий Буланин. С. 89–139; Шорыгин, Е. А. (2015) Гендер как основа формирования молодежных солидарностей: на примере андрогинных и маскулинных субкультур // НИЦ Социосфера. №25. Прага : Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. С. 48–53.

В. А. Лапшин