Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Инклюзия в образовании

 

Инклюзия в образовании (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — 1) включение лиц с ограниченными возможностями по здоровью в систему общего и высшего образования на основе совместного обучения с остальными учащимися. Обеспечение им доступной среды обучения и проживания, влияние на социализацию людей с целью адекватного восприятия инвалидов в обществе; 2) процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Инклюзия в нынешнем виде берет начало со специального образования, которое в своем развитии прошло несколько этапов, на которых рассматривались различные способы учета особенностей детей с инвалидностью (с особыми потребностями) (Васильева, 2015). Практические достижения специального образования были перенесены в общий образовательный поток в рамках подхода, который получил название «интеграция». В образовании концепция интеграции возникла как альтернатива школьным моделям обучения в специальных заведениях. Интеграция предусматривала привлечение учеников, которых причисляют к категории лиц с особыми потребностями, к обучению в общеобразовательных школах. Реструктуризация и укрепление материально-технической базы, увеличение количества специальных классов и специальных педагогов в обычных школах, «интеграция» учащихся с особыми потребностями в обычные классы и обеспечение их учебными материалами были и до сих пор являются главными составляющими, необходимыми для применения моделей интеграции. Отмечается, что главная проблема этого шага заключается в том, что включение специального образования в общий поток не сопровождалось изменениями в организации работы обычной школы, ее учебных планов, программ и методик обучения. Поэтому отсутствие организационных изменений оказалось одним из наиболее существенных препятствий для внедрения инклюзивной образовательной политики (Усова, 2015).

В современную основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создает необходимые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Введение инклюзии в сфере образования предусматривает разработку и введение широкого спектра учебных стратегий для более гибкого реагирования на многообразие потребностей учащихся (Райдугин, 2016). Основой концепции инклюзивного образования являются принципы, что все дети и молодые люди, несмотря на разное культурное и социальное происхождение и разные уровни учебных возможностей, должны иметь одинаковые возможности в обучении во всех типах учебных заведений (Бухтиярова, 2015).

Основные принципы инклюзивного образования:

— Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— Каждый человек способен чувствовать и думать;

— Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— потребность в референтной групп;

— Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

— Разнообразие усиливает все стороны жизни человека (Волосникова, Ефимова, 2016) .

В качестве основных трудностей инклюзивного образования выделяются:

— Неподготовленность преподавателей к особенностям инклюзивного образования;

— Отрицательное отношение родителей к инклюзивному обучению (прежде всего в школьном образовании);

— Отсутствие технической базы в учебном заведении, доступной среды на пути к образовательному учреждению.

Таким образом, концепции инклюзивного образования являются активно изучаемыми в социологии, психологии, педагогике. Однако практическое воплощение инклюзивного образования находятся только в стадии становления. Отмечается, что многие проблемы инклюзивного образования лежат в отсутствии элементов инклюзии в социализации, не самих учащихся, а их преподавателей и референтных групп.

 

 

Лит.: Бухтиярова, И. Н. (2015) Влияние современных информационных технологий на социальную инклюзию и интеграцию молодых людей с инвалидностью // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы Материалы II Международной науч.-практ. конференции / науч. ред. Ю. В. Мамченко. М. : Перо. С. 15–19.; Васильева, А. В. (2015) Инклюзия как ключ к успеху выпускников высшей школы // Via scientiarum. Дорога знаний. №4. М. : Изд-во Моск. гос. гуманитарно-экономический ун-т. С. 97–105.; Воеводина, Е. В. (2013) Гендерные аспекты инвалидности и социальная эксклюзия инвалидов на уровне института семьи // Вестник социальной работы. №1. М. : Изд-во Рос. гос. социального ун-та. С. 110–116.; Воеводина, Е. В. (2016) Гендерная идентичность женщин с инвалидностью // Социально-гуманитарные знания. Т. 1. М. : Изд-во Социально-гуманитарные знания. С. 259–266.; Волосникова, Л. М., Ефимова, Г. З. (2016) Инклюзия в вузе: опыт регионального исследования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Т. 2. №2. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-т. С. 30–43.; Елина, Д. Д., Задумкина, Е. А., Пахолкина, Т. М. (2016) Инклюзия в понимании современного общества // Personality, society, state, law: problems of correlation and interaction. Мaterials of the V international scientific conference. Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». С. 5–9.; Лапшин, В. А. (2016) Пути развития человеческого потенциала под влиянием биомедицинских технологий (по мнению молодежи здоровой и с ограниченными возможностями по здоровью) // Знание. Понимание. Умение. №3. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 97–102.; Луков, В. А. (2016) Эксперименты с телесностью: боди-модификейшн как биосоциальный феномен // Вестник Международной академии наук. Русская секция. Вып. №1. С. 59–63; Райдугин, Д. С. (2016) Инклюзия и инклюзивное образование: конфликт интерпретаций // Социально-гуманитарные знания. №2. М. : Социально-гуманитарные знания. С. 130–141; Усова, А. С. (2015) Образовательная инклюзия как основа социальной инклюзии детей с инвалидностью // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сб. науч. статей международной конференции. Алтайский гос. ун-т. Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та. С. 89–96.

 



В. А. Лапшин