Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Безнадзорность и беспризорность

Безнадзорность и беспризорность — термины, характеризующие определенные социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних» (№ 120-ФЗ в ред. от 24.06.1999; в ред. от №179-ФЗ 29.06.2015) дает следующие определения: «безнадзорный- несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц»; «беспризорный- безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

В современном российском обществе остро стоят проблемы качественного обеспечения жизнедеятельности, правовой защиты детей, преодоления безнадзорности и беспризорности как существенного фактора социальной дезадаптации, наркомании в подростковой среде и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Поэтому комплекс мер по решению обозначенных проблем и их реализация государственными и общественными структурами является чрезвычайно актуальной задачей. В этой сфере приоритетными на­правлениями работы выступают: 1) создание необходимых условий для обеспечения прав несовершеннолетних на образование (в первую очередь, основного общего образования); 2) формирование ответственности родителей (законных представителей) за исполнение обязанностей по содержанию, обучению, воспитанию и развитию детей; 3) выявление и устройство детей, лишенных родительского попечения, гарантированная реализация прав этой категории несовершеннолетних как в образовательных учреждениях, так и в приемных семьях, в детских домах семейного типа, усыновленных (удочеренных) детей; 4) повышение эффективности воспитательной, психолого-педагогической, соци­ально-педагогической работы в различных институтах образования и воспитания; 5) создание условий для стимулирования социального становления, активизации творческого, созидательного потенциала несовершеннолетних, для многосторонней самореализации несовершеннолетних. В этих целях разработаны и реализуются целевые программы на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне некоторые вопросы работы с безнадзорными и беспризорными детьми были отражены в президентских программах «Дети России» и «Молодежь России» (1993–2000), в Программе развития воспитания в системе образования России на период 2002–2004 гг. и др. В оказании помощи детям и молоде­жи акцент делается на профилактике социальной дезадаптации, явлений ей со­путствующих, на стимулировании и поддержке творческого потенциала молодых людей. Для обеспечения координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по обеспечению профилактики безнадзорных и беспризорных детей создана и действует Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Среди вопросов, обсуждаемых комиссией: 1) организация трудовой занятости несовершеннолетних; 2) развитие института уполномоченных по правам ребенка в РФ; 3) отчеты Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности; 4) информация органов исполнительной власти субъектов РФ о работе по профилактике дет­ской безнадзорности и др. В 2004–2006 гг. развитие системы в данной области осу­ществляется в рамках реализации под программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних» федеральной целевой программы «Дети России». В 2002-2003 гг. Минтруд России заключил ряд соглашений о совместной деятельности по профилактике безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних с Межрегиональным общественным фондом «Региональные инициативы», благотворительными фондами «Моя семья», «Страна Живых», Рос­сийским Союзом Молодежи, Российской оборонной спортивно-технической организацией и др. Государственными органами поддерживается развитие волонтерского движения, деятельности студенческих, детских и молодежных обще­ственных объединений в профилактической работе (уличная социальная работа, занятия в секциях, кружках, клубах, работа в лагерях труда и отдыха, спортивно-оздоровительных лагерях и др.). Актуальными остаются вопросы совершенствования нормативных правовых актов по профилактике безнадзорности и беспризорности, в т. ч. по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Численность детей, которые были определены, либо находились на попечении в 2012 г. — 654 тыс. детей. Большая часть из них (523 тыс. детей) не были усыновлены, но находилась на воспитании в семьях. Меньшая часть сирот (106 тыс. детей) пребывала в детских домах (Department.., 2012). Отечественные исследования проблем безнадзорности и беспризорности восходят к 1920-м гг., когда это явление вследствие войны и революции приобрело массовый характер. Работы М. И. Артамонова, П. П. Блонского, М. С. Богуславского, А. Б. Залкинда, А. Д. Ка­лининой, Е. С. Лившиц, А. С. Макаренко, Маро (М. И. Левитиной), Н. И. Озерова, Н. В. Чехова и др. дают картину детской беспризорности, выделяя в ряде случаев и социальные характеристики явления. В 1990-е проблемы безнадзорности и беспризорности детей рассматриваются в работах А. С. Бланкова, Е. Б. Бреевой, И. А. Бурмистрова, Е. Б. Головкина, Г. М. Иващенко, З. В. Кагановой, Г. И. Камаевой, Н. И. Крюкова, А. П. Лапшина, A. M. Нечаевой, Е. М. Рыбинского, Е. Г. Слуцкого, Н. Ф. Сморгуновой, С. А. Стивенсон, Н. А. Шахиной и др. В целом для российской социологии молодежи проблемы безнадзорности и беспризорности оказались неожиданными. Общепринятым представлением являлось, что они были преодолены еще в 1930-е гг., в частности, в результате широкого применения педагогической системы А. С. Макаренко, позволявшей решать задачи ресоциализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через опору на детский коллектив. В послевоенные годы явление безнадзорности и беспризорности детей возникло снова, но эти проблемы, неизбежные в период восстановления страны, были успешно преодолены. Распад СССР и реформы в России имели одним из наиболее тяжелых последствий возврат в прошлое, вновь появилась детская беспризорность в масштабе, превысившем послевоенный уровень. Среди научных коллективов, ведущих разработку этой проблемы, выделяются Российская академия образования и Московский гуманитарный университет. В частности, разрабатывается проблема «детей улиц» (Бархатов, 2004; ).

 

Лит.: Бархатов, Д. Е. (2004) Социальный статус работающих «уличных детей» : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 19 с.; Трудовая социализация подростков: По материалам социологического исследования (2005) / под общ. ред. А. И. Ковалевой, Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит ун-та; Дети улиц: состояние и проблемы (2009) : По материалам социологич. исследования, проведенного в Москве в 2008 году [Моск. гуманит. ун-том по заказу Уполномоч. по правам ребенка в г. Москве при поддержке ЮНИСЕФ] / Отчет подгот. Вал. А. Луковым, Д. Л. Агранатом, В. А. Гневашевой ; рук. проекта А. И. Ковалева. М. 68 с.; Department of Youth Policy, Care and Social Protection of Children of the Ministry of Education and Science. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году. Структура семейного устройства детей. Усыновление в России (January 2012).

 



Э. Ш. Камалдинова, С. В. Луков