Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Образовательные практики

Образовательные практики — 1) целенаправленная, планомерная, нормативно регулируемая деятельность обучающего (Учителя) по передаче комплекса знаний, умений, навыков и социальных ценностей, идеалов, культурных образцов обучающимся в системе непрерывного обучения и непрерывного образования; 2) целостность более или менее осознанных и опривыченных действий по освоению знаний, умений, навыков и социальных ценностей, идеалов, культурных образцов в системе непрерывного обучения и непрерывного образования.

Образовательные практики (1) включают в себя завершенный цикл действий от разработки учебно-методических материалов до проведения занятий в различных формах, контроля выполнения заданий, оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, обусловленный ценностно-нормативной структурой личности обучающего, его отношением к профессиональной деятельности. Устойчивость образовательных практик (1) обеспечивается использованием традиционных и инновационных технологий обучения и воспитания. Образовательные практики, представляя собой нормативно регулируемую деятельность, предполагают возможность проявления личности обучающего (выбор учебников, авторская программа дисциплины, авторская методика преподавания и т. д.). Подобное проявление личности Учителя поощряется в обществе. Определение «авторский/-ая» применительно к тому или иному элементу образовательных практик (1) признается системой образования, обществом как достижение, престижная альтернатива типичным образовательным практикам. Классификация образовательных практик проводится по следующим основаниям: образовательные практики системы формального / неформального образования, образовательные практики в зависимости от уровней образования, образовательные практики в зависимости от образовательных программ и т. д. Отнесение образовательных практик к разряду «услуг» вызвало в российском обществе непрекращающиеся дискуссии, так как для русской культуры типично отношение к образовательным практикам как к служению.

Образовательные практики (2) обусловлены габитусом обучающегося, являются элементом его образовательного опыта. В свою очередь, габитус обучающегося определяется образовательным капиталом семьи (родителей, бабушек / дедушек), материально-техническим уровнем жизнеобеспечения семьи (наличие жилья, доход, наличие электронной и традиционной библиотек, гаджетов, оплата репетиторов и дополнительного образования и т. д.), использования определенных образовательных практик в группе одноклассников/одногруппников, оценки престижности образовательных практик значимыми другими. Образовательные практики как разновидность социальных практик одновременно являются результатом действия и способом действия.

Внешние (объективные) условия в совокупности с потребностью индивида в образовании и его другими личностными качествами, его отношением к формальному и неформальному образованию определяют со временем цель обучения и тип / характер образовательных практик. По субъекту образовательные практики делятся на индивидуальные и групповые; по способу представления результатов обучения – на легитимные и нелегитимные; по усвоению знаний, умений, навыков и социальных ценностей, идеалов, культурных образцов – на систематизированные и несистематизированные.

Исследование образовательных практик (2) необходимо проводить через их включенность в жизнь разных поколений семьи, дошкольное образование, включая образовательные практики родителей, выступающих в роли обучающих своих детей дошкольного возраста, материально-техническую оснащенность (наличие гаджетов, традиционных и электронных домашних библиотек и т. д.), использование тех или иных образовательных практик в группе друзей, оценки престижности образовательных практик значимыми другими.

 

Имитация образовательных практик («мы как бы учим, а они как бы учатся») представляет собой актуальную социетальную проблему российского общества, которая вызвана комплексом социокультурных, социально-экономических, социально-политических противоречий. Имитация образовательных практик (1) обусловлена на разных уровнях образования различными факторами: обязательностью общего образования и отсутствием достаточных прав у обучающего; установкой обучающего на сохранение контингента обучающихся и обеспечение себя занятостью; распространением Интернета. Имитация образовательных практик (2) обусловлена противоречием между недостаточной мотивацией обучающихся и необходимостью (обязательностью) исполнения ими тех или иных заданий, контролем со стороны обучающих и / или родителей. Традиционное «списывание» у одноклассника/одногруппника как образовательная практика утратило свое значение. Интернет обеспечивает независимость от хорошо успевающих обучающихся. Склонные к имитации обучающиеся активно используют возможности электронных технологий, представляя скачанные из Интернета тексты, презентации, решения заданий и т. д. как выполненные самостоятельно. Личностная позиция обучающего по отношению к имитациям образовательных практик определяет масштаб их распространения. Решение данной проблемы требует от обучающих постоянного творчества в разработке различных заданий, регулярного обновления банка заданий.

В социологии молодежи исследованы образовательные практики как средство воспроизводства молодежных субкультурных общностей (Власова, 2014).

 

Лит.: Власова, О. В. (2014) Молодежные субкультурные общности: образовательные практики в условиях северного города. автореф. дис. … канд. соц. наук. Екатеринбург. 25 с.



Н. А. Селиверстова