Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Молодежь в обществе / Молодежные субкультуры

Инстаграм

Инстаграм — (англ. Instagram) 1) социальная практика, объединяющая людей (преимущественно молодежь), увлеченных приложением для смартфонов, исп

ользующим технологию фотосъемки с последующим размещением ее в социальной сети для оценки их другими участниками, продвижения идей, товаров и услуг; 2) бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей.

Проект данной социальной сети возник в Сан-Франциско, носил название «Бурдн». Изначально он был ориентирован на владельцев определённых марок телефонов, снабженных фотокамерой. В широком использовании программа появилась в 2010 году и являлась приложением только для техники фирмы «Apple». Практически сразу было введена функция «хэштегов» — своеобразных подписей под снимком, указывающих к какой тематике или разделу относится фотографии (например, пейзаж, еда, определенный населённый пункт, заведение и т. д.). Через год, в 2011 году появилась новая версия, включающая разнообразные функции для обработки фотографий. Спустя еще год, расширился перечень техники, для которой данная программа была доступной (с этого времени «Инстаграм» стал пригоден для любых телефонов на базе «Андроид»). На данный момент программа стала продуктом широкого круга пользования (более 200 миллионов), без каких-либо ограничений по типу техники. Участники социальной сети выкладывают свои фотографии, просматривают снимки других, как своих знакомых, так и просто наиболее популярные записи, а также оценивают их с помощью «лайков» (символ того, что человеку нравится данный снимок) и комментариев к нему. Что касается содержания фотографий, выкладываемых пользователями социальной сети «Инстаграм», то это преимущественно снимки, на которых изображен сам пользователь или он вместе с друзьями. Существуют ограничения по содержанию фотографий: нельзя размещать материалы, пропагандирующие агрессию и насилие, также запрещены снимки с обнаженным телом. Однако, контроля за комментариями и взаимодействием между пользователями не существует (Козлова, 2014).

Инстаграм является объектом изучения социологов и социальных психологов. Так, в работе Дж. Оуллетта, «селфи» представляется как результат стремления делать и размещать подобного рода снимки, связано с самоидентификацией личности. Причем главный акцент делается на восприятии и демонстрации себя счастливым человеком. Сами «селфи» он называет «тотемами», соединяющими внутренний мир и внешний. Кроме того, фотографии являются новым типом взаимодействия: человек сообщает о событиях своей жизни и приглашает других к их обсуждению (Sifferlin Электронный ресурс). По мнению исследователей, пользователи Инстаграм обычно выкладывают снимки, свидетельствующие об их успешности, о красивой, насыщенной жизни, о счастье, материальном благополучии, наличии семьи и др. В результате действительно получается картинка «идеальной жизни», которая начинает угнетать других пользователей, которые не могут соответствовать подобным стандартам. В итоге может возникать чувство зависти, несостоятельности, неблагополучности, одиночества. Также отмечается рост нарциссизма и эгоцентризма (Козлова, 2014).

Инстаграм является и рекламной площадкой нового типа, позволяющая продвигать различные товары и услуги по средствам визуального ряда (Фаттахова, 2015). Участники социальной сети тиражируют свой образ для привлечения максимального количества подписчиков, а далее его используют для рекламных целей (например, многие пользователи делают публикации в инстаграме своего «селфи» с каким-либо товаром, в каком-либо месте (клуб, отель, кафе) или какой-либо услугой источником дохода).

Как социальная практика Инстаграм является полем для установления общения между людьми, источником норм и ценностей поведения, внешнего облика, представлений о «хорошей жизни», источником работы и хобби (например, художественная фотосъемка). Инстаграм используется как информационный портал, где пользователи узнают о событиях из жизни своих друзей, новинках в мире, о моде, новых течениях. Данная социальная сеть также используется как способ самоактуализации и повышения собственной самооценки. Исследователями выделяются особенности Инстаграма как особого вида социальной коммуникации, основанной на образной и текстовой составляющей (Карпоян, 2015). Данная социальная практика позволяет осуществить самопрезентацию в социальном пространстве, продемонстрировать набор социальных статусов и ролей как присущих индивиду, так и мнимых создаваемых для создания ложного представления о себе (например, фото, демонстрирующие несуществующие материальные блага, внешность, исправленная компьютерным моделированием и т.д.). Все это способствует смешиванию реальных и виртуальных статусов и социальных ролей, ведет к формированию новых видов социальных взаимодействий.


 

Лит.: Sifferlin, A. Why Selfies Matter [Электронный ресурс] Электронный портал healthland.time URL:http://healthland.time.com/2013/09/06/why-selfies-matter; Агафонова, О.В. (2016) Хештеги в твиттере и инстаграме: структурные и стилистические особенности // Сборник: Жанр. Стиль. Образ. Актуальные вопросы современной филологии Межвузовский сборник статей с международным участием. Киров: Университет-Плюс. С. 169-173.; Гурьянов П.А. (2016) Селфи: новый стиль жизни молодежи в информационном обществе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 4-5. Пенза: Академия естествознания. С. 948-950.; Карпоян, С.М. (2015) Instagram как особый жанр виртуальной коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 12-3 (54). Тамбов: Грамота. С. 84-88.; Козлова, Н. С. (2014) Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление // Молодой ученый. №16. Казань: «Издательство Молодой ученый». С. 387-390.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Фаттахова, Г.Р. (2015) Социальная сеть Инстаграм — современная площадка для развития и продвижения бизнеса // Science Time. № 11 (23). С. 566-568.

 

В. А. Лапшин