Селфи
Селфи — (англ. selfie, от «self»— сам, себя) 1) социальная практика, объединяющая людей (преимущественно подростков и молодежь), заключающаяся в запечатлении своего изображения на фотокамеру (чаще камеру смартфона), с последующим размещением ее в социальной сети для оценки их другими участниками, продвижения идей, товаров и услуг. 2) разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру (сделать свой "лук"; англ. look —"вид"), иногда при помощи зеркала или монопода («палка для селфи»).
Самое
раннее использование слова selfie можно отметить ещё в 2002 году. Оно впервые
появилось в Австралии, на интернет-форуме ABC Online 13 сентября 2002 года. Термин
selfie обсуждался фотографом Джимом Краузе в 2005 году, хотя фотографии в жанре
«селфи» снимались намного раньше. В начале 2000-х годов, «самоснимки» были
широко распространены на MySpace, затем перешли в Facebook и. ВКонтакте. В
настоящее время, наиболее популярной социальной сетью, специализирующейся на
селфи, является Инстаграм (см. статью Инстаграм). Отечественное название селфи —
«себяшка», введено в оборот сатириком М. Задорновым.
Исследователи отмечают, что в формирующемся информационном обществе эмоции от межличностных отношений заменяются и получаются при помощи новых инструментов, связанных с развитием информационных технологий, одним из них является селфи. Экономика информационного общества делает подобные технологии быстроразвивающимися и экономически рентабельными (например, доход компании Инстаграм почти вдвое больше компании Лукойл) (Гурьянов, 2016). По мнению психологов, среди феноменов интернет-коммуникации селфи (selfie) занимает особое социально-психологическое место. Исследователями выделяется психологическое заболевание «селфи» — один из видов невроза навязчивых состояний, обсессивно-компульсивных расстройств (Зурабян, Брашован, 2015). Социологи отмечают гендерные особенности использования селфи, так, мужчины более склонны демонстрировать, прежде всего, статусную атрибутику: дорогие автомобили, одежду, часы и другие аксессуары. Женщины, в массе своей, демонстрируют свое тело, зачастую полуобнаженное (Нетусова, 2015).
Феномен селфи, начинаясь как новая форма
автопортрета, быстро превратился в социальную практику, затрагивающую миллионы
людей в десятках стран мира. Селфи является объектом внимания социологов,
психологов, культурологов, рекламщиков, экономистов, технологов (производство
новых форм смартфонов, моноподов и т.д.), и
служит новым инструментом коммуникации в строящемся информационном обществе.
Лит.: Sifferlin, A. (2013) Why Selfies Matter [Электронный ресурс] Электронный портал healthland.time URL:http://healthland.time.com/2013/09/06/why-selfies-matter; Агафонова, О. В. (2016) Хештеги в твиттере и инстаграме: структурные и стилистические особенности // Жанр. Стиль. Образ. Актуальные вопросы современной филологии Межвузовский сборник статей с международным участием. Киров : Университет-Плюс. С. 169–173; Богданова, Н. М. (2012) Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XV. №2 (61). С. 98–113; Гурьянов, П. А. (2016) Селфи: новый стиль жизни молодежи в информационном обществе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 4-5. Пенза: Академия естествознания. С. 948–950; Захарова, Н. Ю. (2008) Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XI. №1. С. 147–161; Зурабян, С., Брашован, Е. А. (2015) Селфи-аддикция: болезнь или способ самореализации // Международный журнал экспериментального образования. №11-6. С. 860–862; Нетусова, Т. М. (2015) Автопортрет как особая форма визуальной самопрезентации: социологический анализ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. №6. С. 169–171; Овчинников, Ю. Д., Ковалева, А. (2015) Селфи-урок: технология самопознания и самопрезентации // Новое образование. №1. С. 39–41; Штомпка, П. (2010) Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М. : Логос. 168 с.