Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Молодежь в обществе / Молодежные субкультуры

Гомосексуализм

 

Гомосексуализм — (греч. homos — равный, одинаковый и лат. sexus — пол): сексуальная ориентация человека на людей своего пола. В отношении сексуальных связей женщин между собой часто применяется термин «лесбийская любовь». Гомосексуализм и лесбиянство в западных культурах признавались на протяжение веков девиантной формой сексуального поведения: подчеркивался их противоестественный и аморальный характер. Время от времени гомосексуализм становился предметом общественной ненависти (напр., в начале 1980-х годы в связи с распространением СПИДа), но в отношении гомосексуализма может проявляться и общественная терпимость, если такого рода сексуальные практики не затрагивают обыденный мир гетероориентированного человека и его ближайшего окружения. В 2000–2010-е годы в США и значительной части стран Европы, определяющих лицо цивилизации европейского типа, возник феномен активного влияния на общественное мнение и социальные практики (в том числе нередко поддерживаемые системой государственного управления и системой образования включая и ее начальные ступени) в направлении снятия вопроса о девиантности гомосексуализма, утверждения полной свободы выбора в сексуальной сфере, что нашло отражение в институционализации однополого брака. Эта тенденция нарастает. В 2015 г. только в 39% стран — членов ООН на уровне законодательства сохранялся запрет на однополые отношения (Carroll, Itaborahy, 2015: 28), в эту группу не входит ни одна из стран, относимых в культурологическом разделении на «Восток–Запад» к странам «Запада», что исследователями рассматривается как «важное свидетельство того, что в диалоге культур наметилось новое противостояние» (Тихомиров, 2015: 100).

ГомосексуализмГомосексуализм как термин несет на себе следы запретов во многих культурах на однополую любовь, воспринимается сексуальными меньшинствами как дискриминационный. В молодежном жаргоне такой же негативный оттенок носит обозначение гомосексуалиста словами «гей», «голубарь», «голубой», «гомик», «двустволка», «педик», «петух» и др., ироничными формулами «половой демократ», «мужиковед», «Солидол Иванович» и др. (Никитина, 2003: 660). В результате борьбы (в основном на Западе) правозащитных движений в защиту сексуальных меньшинств в правительственных документах ряда стран и докладах о гомосексуализме не используются слова «гей», «лесбиянка», «трансвестит», а применяется аббревиатура LGBT (от англ. lesbians, gomosexuals, bisexuals и transvestites).

Исследованиями доказано, что гомосексуализм имеет место во все эпохи, во всех культурах и при любом общественно-экономическом и политическом строе. У этого явления нет однозначной связи с городским или сельским образом жизни, физическим или умственным трудом, расовой, этнической, социальной принадлежностью. Поскольку термина «гетеросексуализм» не существует, самим наличием термина гомосексуализм фиксируется особое отношение в обществе к людям с гомосексуальной ориентацией, их отделение от нормы.

Исследования гомосексуализм, в том числе его распространенности среди молодежи, начинаются в XIX в. главным образом в рамках психиатрии, психоневрологии, судебной медицины. Тема получила определенное разрешение в психоанализе: классический фрейдизм утверждал тезис о природной бисексуальности человека. Однако исследования гомосексуализма велись в европейском, а затем американском обществе в ситуации, когда сам научный интерес к такого рода темам мог бросить на исследователя тень аморальности. В европейско-американской культурной традиции отношения к гомосексуализма центральную роль играло резкое отрицание гомосексуальных связей в христианстве.

ГомосексуализмПервые статистические исследования гомосексуального поведения начали проводиться в США Альфредом Кинзи (1894–1956) в 1940-х годы, когда он подготовил два доклада о сексуальном поведении мужчин и женщин (Kinsey, 1948, 1953). По его данным, 48% мужчин имели хотя бы один гомосексуальных контакт, среди женщин — 19%. Исключительно гомосексуальную жизнь вели 10% мужчин и 1% женщин. Публикация этих данных вызвала поток критики в печати и одновременно произвела огромное впечатление на американское общество (некоторые лекции Кинзи из-за наплыва слушателей проводились на стадионах). Уже в докладах Кинзи появляется молодежный аспект проблемы. Определенную часть информации он получил, в частности, от модных среди молодежи битников (среди них — от А. Гинсберга, Дж. Керуака). В настоящее время считается установленным, что в обществе существует достаточно значительная доля населения, в своих сексуальных предпочтениях устойчиво ориентированная на лиц своего пола (4–10%). Наличие же сексуальных контактов такого рода может характеризовать существенно более значительную часть людей в зависимости от культурных установок, ситуаций взаимодействия, особенностей субкультур, фактора моды и т. д.

ГомосексуализмС позиций социологии молодежи существенны следующие аспекты гомосексуальных ориентаций и поведения в молодежной среде:

1. Лица, которые испытывают сильное и постоянное предпочтительное влечение к людям своего пола, достаточно часто подвергаются практикам социального исключения, что в молодежной среде может выражаться в жесткой форме. Гомофобия среди российской молодежи достаточно ярко выражена. В 1990-х годах осуждали гомосексуальные отношения около 70% молодых людей (согласно общероссийскому исследованию «Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?», 1998, рук. М. К. Горшков). Исследования начала 2010-х годов показывают, что общий уровень гомофобности российского населения сохраняется примерно на том же уровне, хотя в молодежной среде несколько чаще выражается толерантность по этому вопросу (Три четверти россиян… Электронный ресурс). Молодые люди нередко экспериментируют в этой области сексуальных отношений. Такие эксперименты могут вестись без изменения гетеросексуальной идентичности инсертивного партнера (Кон, 1998: 420). С позиций тезаурусной концепции молодежи такое противоречивое сочетание сексуальных ориентаций получает определенное объяснение.

2. Некоторые молодежные субкультуры с середины ХХ в. имели гомосексуальную окраску. Гомоэротизм был свойствен битникам, хиппи, хотя и не составлял их существенной черты и сочетался с гетеро- и бисексуальным поведением. В рамках молодежных движений за сексуальную революцию также не устанавливались барьеры для любых из возможных сексуальных предпочтений или к их сочетанию. В 1960–1970-е годы на Западе набирают силу общественные движения геев и лесбиянок, ведущих борьбу за признание нормальными сексуальных меньшинств, в защиту их прав. В 1980–2010-е гоы как в западных, так и в восточных странах получили широкое распространение молодежные гей-культуры, они уже во многом утеряли характер протеста против общественных норм и воспринимаются в обществе с позиций общественного безразличия (термин Э. Гофмана). Грандиозные гей-парады в столичных городах Европы (например, в Берлине, Амстердаме) и Америки стали ежегодными мероприятиями, собирающими десятки и сотни тысяч участников и наблюдателей. В России эти явления стали заметными в начале 1990-х годов, когда возникли молодежные организации геев и лесбиянок, появились гомоэротические журналы, о гомосексуализм в открытую заговорили СМИ. К началу 2000-х годов эта волна заметно ослабла, и гей-культуры молодежи перешли в полузакрытые сообщества (гей-клубы, общение в интернете и т. д.). Отдельные попытки воздействия на общественное мнение по вопросам признания однополых браков, выставление кандидатур открытых гомосексуалистов для участия в политических выборах остаются фактами общественных скандалов, которые поддерживаются усилиями СМИ и некоторыми НПО. В то же время Россия подвергается постоянным атакам ряда международных организаций в связи с неприятием мер по защите прав ЛГБТ-граждан. Так, принятие Федерального закона от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» вызвало осуждение со стороны Европейского парламента, Комитета ООН по правам человека, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, представителей правительств многих стран и сопровождалось требованием отменить принятые меры как дискриминационные в отношении ЛГТБ-граждан. Такое давление имело беспрецедентный характер.

3. Отрицательное отношение к гомосексуалистам в молодежной среде нередко строится по моделям, воспринятым из тюремных сообществ. Гомосексуализм в этом случае подчиняется социально-ролевому распределению власти и сопровождается психическим и физическим насилием над личностью более слабого в волевом отношении молодого человека. Эти вопросы, относящиеся к социологии девиантного поведения, на российском материале почти не разработаны. Следует учитывать, что побочные социальные эффекты гомофобии наиболее активно могут проявляться в закрытых однополых сообществах (армии, курсантских училищах, студенческих и рабочих общежитиях и т. д.).

4. Малоизученными остаются эффекты влияния на сексуальную ориентацию молодежи кумиров молодежной моды. Открытое лесбиянство музыкальной группы «Тату» породило в начале 2000-х годов волну подражаний среди подростков как в России, так и в других странах (Великобритания, Япония и др.).

В российской социологии молодежи проблематика гомосексуализма исследовалась фрагментарно. Единственным авторитетным исследователем этой проблемы на протяжении многих лет оставался И. С. Кон (1928–2011). Однако в 2000–2010-х годах общая ситуация в мире, где проблемы телесности, смены пола, однополых браков, права однополой семьи брать на воспитание детей и др., в той или иной мере связанные с гомосексуализмом и отношением к нему в обществе, активно вторглись в социальное, культурное, политическое пространство, стали появляться исследования об отношении молодежи к обозначенным проблемам и соответствующим социальным практикам (Нартова, 2004; Луков, Тихомиров, 2012; Тихомиров, 2015, 2016). Появляются исследования об отношении молодежи к своему телу, которые проясняют и особенности гендерных представлений в молодежной среде (PRO тело…, 2013).

 

Лит.: Carroll, A., Itaborahy, L. P. (2015) State-sponsored homophobia : A world survey of laws: criminalisation, protection and recognition of same-sex love. 10th edn. Geneva : ILGA. 129 p.; Kinsey, A. C. Pomeroy, W. B. and Martin, C. E. (1948) Sexual Behavior in the Human Male. Philadelphia : W. B. Saunders. 804 p.; Kinsey, A. C, Pomeroy, W. В., Martin, С. E. and Gebhard, P. H. (1953) Sexual behavior in the human female. Philadelphia : W. B. Saunders. 842 p.; Кон, И. С. (1998) Лунный свет на заре: Лики и маски однополой любви. М. : Олимп ; АСТ. 574 с.; Луков, В. А., Тихомиров, Д. А. (2012) Добрачные сексуальные отношения молодежи: дилемма социальной нормы и отклонения. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 188 с.; Нартова, Н. (2004) Лесбийские семьи: реальность за стеной молчания // Семейные узы: модели для сборки: сб. ст. под ред. С. Ушакина. М. : НЛО. Т. 1. С. 292–315; Никитина, Т. Г. (2003) Словарь молодежного сленга 1980–2000 гг. СПб. : Фолио-Пресс. 704 с.; PRO тело. Молодежный контекст. (2013) Сб. Статей под ред. Е.Омельченко, Н.Нартовой. СПб. : Алетейя. 288 с.; Тихомиров, Д. А. (2015) Либерализация половой морали в современном мире // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 93–108; Тихомиров, Д. А. (2016) Кризис религиозности и либерализация половой морали в современной западной цивилизации // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 104–118; Три четверти россиян считают гомосексуализм пороком - опрос (2012) (Электронный ресурс). URL: http://www.interfax.ru/russia/230500 (дата обращения 15.04.2016).

 

Вал. А. Луков