Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Юноша и девушка

 

Юноша и девушка — понятия, применяемые для обозначения молодого человека с учетом его половой принадлежности. Юноша — лицо мужского пола в возрасте между отрочеством и зрелостью, девушка — лицо женского пола в том же возрасте. Специфика этих понятий состоит в том, что ими маркируются гендерные различия в молодежной среде и основной контекст их бытового применения — социокультурный. Обычно обобщенные культурные образы юноши и девушки  позитивны.

В биологическом аспекте юноши и девушки разделены по возрасту ввиду разных сроков наступления полового созревания. По данным исследований, проведенных в странах Европы в 1970–1980-е годы, для девушек средний возраст менархе (первой менструации) составляет 13 лет, для юношей возраст первой эякуляции — 14–15 лет (Козакевич М., 1986. С. 51–52). В целом половое развитие юношей запаздывает относительно полового развития девушек. В то же время названные показатели не являются константами. Имеются различия по этому показателю между странами и между городом и селом (там же). Еще большие различия обнаруживаются между континентами, территориальными зонами (север и юг и т. д.). По данным, опирающимся на исследования в Голландии, средний возраст начала менархе снизился с 17 лет в 1830 г. до менее чем 13 лет в 1980 г. (Evers, Heineman, 1990: 80).

В психосоциальном аспекте существенно то, что сексуальное развитие опережает развитие личности (Кон, 2001; Холодный, 2013). Соответственно, и в коммуникациях юношей и девушек отражается противоречивое сочетание социокультурных норм и обобщенных представлений о мужском и женском облике и поведении и импульсы полового влечения, не устоявшиеся по своему объекту и не соотнесенного с культурными образцами социальных ролей мужчины и женщины в данном обществе.

Юноша и девушкаБытовое применение слова «юноша» довольно слабо связано с признаками маскулинности и чаще отражает характеристики недостаточной зрелости индивида. Контекст такого словоупотребления — положительный или нейтральный, для обозначения социально не одобряемого поведения юноши как результата его неопытности применяются иные лексические средства («зелень», «сосунок», «маменькин сынок» и др.). Подчеркивание маскулинности юноши строится на маркерах зрелого возраста («настоящий мужчина», «мужик», «мачо» и т. д.). Напротив, недостаточная мужественность юноши часто в повседневной коммуникации ассоциируется с женскими образами («ты — как девчонка»,  «вы солдаты или девушки?» и т. д.). Слово «девушка» в отношении юноши может применяться для обозначения гомосексуалиста (см. Гомосексуализм) и, таким образом, становиться стигмой в практиках социального исключения, но может фиксировать ироничное, вне сексуальной ориентации разделение «своих–чужих» (фраза «между нами, девушками, говоря», звучащая в кругу юношей).

Слово «девушка» в применении к лицам женского пола в бытовых ситуациях многозначно. Девушкой называют ту, которая не имела коитуса. Если эта характеристика в европейской традиции считается добродетелью для лиц в молодом возрасте, то в зрелом она обычно подвергается насмешке (старая дева). Требование к девушке непорочности до брака — широко распространенная традиционная культурная и этическая норма (обычно к юноше подобные требования не выдвигаются и его ранние половые связи не осуждаются), хотя у ряда народов имеются прямо противоположные нормативные практики в отношении невесты. Современная европейская модель пробных браков легализует существенно более широкую практику раннего вступления девушек в половые связи. Изменение границ нормы и отклонения в отношении добрачных сексуальных  отношений (Луков, Тихомиров, 2012, Тихомиров, 2009) определяет социальный контекст, в котором «девушка» — лишь возрастная характеристика.

Юноша и девушкаВвиду многозначности бытового применения слов «юноша» и «девушка» в социологии молодежи они не приобрели свойств терминов. В советский период в политических документах и в исследованиях по молодежной проблематике выражение «юноши и девушки» использовалось как полный синоним термина «молодежь» и не обозначало какой-либо гендерной характеристики. В литературе постсоветского периода это выражение используется редко.

В исследованиях по социологии молодежи, ориентированных на изучение идентичностей в молодежной среде, обыденных практик, гендерных различий внимание к дифференциации юношей и девушек учитывает сложную природу половой идентификации в условиях социальной аномии, быстрой смены образцов сексуального поведения под влиянием массовой культуры и новых возможностей социальных коммуникаций, осваиваемых прежде всего молодежью (Омельченко, 2004; Луков, Погорский, 2014). Новые исследовательские задачи для социологии молодежи в аспекте анализа половой идентичности ставит ситуация, складывающаяся в 2000–2010-е годы, когда в значительном числе стран происходят кардинальные изменения в отношении государства к институтам брака и родительства. Из стран — членов ООН в 2014 г. лишь в 78 странах сохранялась правовая оценка однополых контактов как противозаконных, при этом в пяти странах (Иран, Йемен, Мавритания, Саудовская Аравия, Судан), а также в некоторых регионах Нигерии и Сомали наказывались смертной казнью (State-sponsored, 2014: 18). В 2015 г. таких стран оставалось 75, или 39% от числа стран — членов ООН (State-sponsored, 2015: 28). В диалоге культур наметилось новое противостояние по вопросам семьи и брака, которое непосредственно затрагивает социальные практики молодежи и половую идентичность юношей и девушек.

 

Лит.: Козакевич, М. (1986) Сексуальное воспитание и молодежь Европы : пер. с англ. / Науч.-исслед. ин-т молодежи. София. 144 с.; Кон, И. С. (2001) Человеческие сексуальности на пороге ХХI века // Вопросы философии. № 8. С. 29–41; Луков, В. А., Тихомиров, Д. А. (2012)  Добрачные сексуальные отношения молодежи: дилемма социальной нормы и отклонения. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 188 с.; Луков, Вал. А.,  Погорский, Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 60 с.; Омельченко, Е. (2004) Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск : Симбирск. кн. 181 с.; Тихомиров, Д. А. (2009) Добрачные сожительства в Москве как новая составляющая матримониального поведения молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 106–110; Холодный, В. А. (2013) Детерминанты психосексуального развития // Развитие личности. № 1. С. 99–115; Evers, J. L., Heineman, M. J. H. (1990) Gynecology : a clinical atlas / Ill. by I. van Noortwijk [a. o.]. St. Louis [etc.] : Mosby, 1990. [5], 176 p.; State-sponsored homophobia (2014). ILGA. 9th ed. 95 p.; State-sponsored homophobia (2015). ILGA. 10th ed. 129 p. 


Вал. А. Луков