Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Клички

 

Клички — замена имени того или иного человека условным обозначением, в качестве которого может выступать как искаженная форма реального имени, отчества, фамилии, так и любое слово (словосочетание), которое маркирует человека в определенной (обычно довольно узкой) группе и выражает отношение к нему — позитивное или негативное. Клички — одна из форм обозначения «своих» и «чужих» в молодежной среде. Они могут использоваться как способ конспирации отношений, дружеское шутливое обращение или насмешливое прозвище. Нередко в кличке фиксируется какая-то черта личности, свойство характера, особенность внешности, поведения (например: Рябой, Хромой, Кривой, Косой, Бешенный, Тихий и т. д.).

В молодежной среде использование кличек, по В. А. Лукову, зачастую является способом проявления и фиксации независимости (обособление в кругу своей возрастной группы, эмансипация от семейно-родовых связей). В кличках может отражаться статусная характеристика их носителей, подчеркиваться, например, лидерство в университетской группе, когда неформальный статус личности не требует символического аналога или черты внешности и характера. Иногда в кличках наблюдаются гендерные смещения, которые, возможно, представляют собой феномен обмена ролями, когда юношам даются девичьи клички и наоборот, например: «Кривоногая» для парня и «Единственный Настоящий Мужчина» для девушки (Ковалева, Луков, 1999: 176).

По данным исследований, клички в студенческой среде гораздо разнообразнее, чем, например, среди школьников. В основном школьные клички — это упрощенная или измененная форма имен собственных (Сергей — Серый, Андрей — Дрон, Дрюня, Дрюпа и т. п.) или варианты трансформированных фамилий (Мох, Матюха, Лу-Лу, Мезя, Леда, Луча и др.). Неординарных замещенных наименований обычно удостаивается небольшое число одноклассников, они являются отчасти стереотипными и говорящими, например: Компьютерный Кролик, Пропеллер, Мотыга, Балласт и т. д. (там же: 177).

В школах широко распространено обращение по фамилиям, что идет от типичного обращения в классе учителя к ученикам. Однако существуют исключения, например класс, где ко всем ученикам было принято обращаться по названиям животных и птиц: Кот, Крол, Свин, Сыч, Хома, Гусь, Кура, Попугай, Страус и т. д. Подобного рода феномены наглядно демонстрируют некоторые черты социального конструирования реальности молодежью в той части, которая в тезаурусной концепции молодежи обозначается как «достраивание реальности» (Луков, 2012: 389–401).

В трудовых коллективах, обычно смешанных по возрастному критерию, клички почти не имеют хождения, их практически не применяют, а если и используют, то только в неформальном общении, называя по кличке начальника, опального или отсутствующего сотрудника.

 

Лит.: Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.


Н. В. Захаров