Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Чтение функциональное

 

Чтение функциональное — способность  понимать, осмысливать текст и умение извлекать из него  информацию необходимую для решения конкретного задания. Чтение функциональное или «грамотность чтения» замеряется наряду с математической и естественнонаучной грамотностью в исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment) —  международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, которые осуществляются Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) трехлетними циклами (2000, 2003, 2006, 2009, 2012).  Объектом данных исследований выступают учащиеся 15-летнего возраста (в России — учащиеся 9-х, 10-х классов). Выбор учащихся обусловлен тем, что (1) во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, (2) программы обучения в разных странах имеют много общего.

Определение состояния знаний, навыков и умений учащихся, а также оценка способности учащихся самостоятельно приобретать знания позволяет прогнозировать их будущее, характер адаптации в современном мире. Всемирная организация здравоохранения включила грамотность (в том числе умение читать и писать) в число двенадцати показателей, определяющих здоровье нации.

В исследованиях чтения функционального выделяется 5 уровней грамотности по показателям «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста — обоснование выводов», «рефлексия и оценивание» (Сметанникова, 2005a: 34). Данные исследования чтения функционального российских школьников свидетельствуют о несоответствии результатов их образования международным стандартам. По данным исследований  PISA Россия вошла в группу стран с уровнем ниже среднего. Причины несоответствия «грамотности чтения» международным стандартам — заниженные отечественные стандарты (Сметанникова, 2005b).

Обучение чтению и письму в школе, по мнению практиков, должно включать практикоориентированные цели наряду с академическими, помогать решать проблемы в повседневной жизни, затем — в трудовой деятельности. (Логвина, Рождественская, 2012)

 

Лит.: Жебровская, О. О. Международные сравнительные исследования  PISA [Электронный ресурс] // URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fs.ext.spb.ru%2F2_Webinars%2F2013-04-19-Webinar-16-30%2FPISA.pdf&name=PISA.pdf&page=1&lang=ru&c=5667d9089cac  (дата обращения 31.08.2015); Человек и информация (2007). Информационно-библиографическое обеспечение учебной деятельности : учеб. пособие для основной и средн. шк. / М. В. Ивашина, А. Г. Гейн, О. В. Брюхова и др. ; под ред. А. Г. Гейна, Н. С. Сулимовой. Екатеринбург : Центр «Учебная книга». 232 с.; Логвина, И., Рождественская, Л. (2012) Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя. Нарва. 56 с.; Сметанникова,  Н. Н. (2005a) Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности. М. : Шк. б-ка. 509 с.; Сметанникова, Н. Н. (2005b) Плохо, хуже… что дальше? // Школьная библиотека. № 1–2. С. 24–27.

Н. А. Селиверстова