Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Человеческий потенциал молодежи

 

Человеческий потенциал молодежи — 1) совокупность качеств молодого человека и общества, способных проявиться в благоприятных обстоятельствах или остаться скрытыми, если в них нет нужды; 2) совокупность присущих молодежи инновационных, культурных, интеллектуальных, биосоциальных свойств, способностей и ресурсов, которые накапливаются и готовятся к реализации как основа присвоения молодежью социальной субъектности; 3) сумма потенциалов молодого человека, таких как: нравственный, социально-политический, художественно-эстетический, физический, психический, интеллектуальный, культурно-бытовой, творческий.

Сам термин «человеческий потенциал» стал разрабатываться с конца ХХ в. в рамках изучения возможностей развития человека в лоне экономических теорий. Эти исследования приняли форму понятия «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), предложенного А. Cена и разработанного группой экономистов во главе с Махбубом-уль-Хаком — основателем Докладов о развитии человека, которые делаются с 1990 г. по заказу Программы развития ООН. Суть данной концепции заключается в оценке потенциала человека по трем усредненным показателям (ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности населения страны, уровень жизни) и их межстрановом сравнении, которое происходит за счет использования интегрального показа.

Три составляющие этого индекса можно трактовать как ресурсы человеческого развития, — чем выше значения этих составляющих, тем больше возможности для реализации потенциала человека. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает, если не делает вообще невозможным реализацию человеческого потенциала. Таким образом, каждый из этих видов ресурсов можно считать необходимым условием, базой, которая может быть только расширена за счет исследования других характеристик потенциала человека.

В зарубежной и российской науке концепция ИРЧП вызвала рост интереса к междисциплинарным исследованиям человеческого потенциала. Многие из авторов, признавая измеряемые ИРЧП характеристики как необходимые для развития ресурсов человека, посчитали их перечень недостаточным, нуждающимся в дополнении за счет компонента гуманитарных знаний о человеке. К концу ХХ — началу XXI в. скрытые или еще только формирующиеся ресурсы и способности человека оказались в центре внимания целого ряда концепций и подходов, принадлежащих к разным областям научного знания — социологии, психологии, философии, экономики и др. Это способствовало расширению знания о человеке, его возможностях и потенциалах. В изучение проблематики человеческого потенциала, и в частности человеческого потенциала молодежи, заметный вклад внесли И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин, В. А. Луков, П. Д. Тищенко, В. Ж. Келле, И. И. Ашмарин, Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова, А. Б. Докторович, В. А. Лапшин и др.

В целом на основе обобщения имеющихся социально-философских трактовок человеческого потенциала он может быть определен как совокупность культурных, интеллектуальных, инновационных, биосоциальных свойств, способностей и ресурсов отдельной личности, социальной группы или общества в целом, которые у них уже сформированы или формируются, но еще не реализованы.

Изучая структуру человеческого потенциала, исследователи рассматривают элементы, которые чаще называют уровнями. Например, Б. Г. Юдин пишет о трех уровнях: микро (человек); мезо (группа); макро (страна) (Юдин, 2002). В исследовании А. Б. Докторовича речь идет о выделении социального потенциала на уровне социальной группы (молодежь) (мезоуровень), изучение и оценку через систему социальных полей, а также влияние общества на формирование данного потенциала (макроуровень) (Докторович, 2006). Некоторые исследователи рассматривают человеческий потенциал молодежи как систему, состоящую из ряда потенциалов-элементов, в сумме получающих свойства, которыми не обладает ни один из них до этого. В качестве основополагающих элементов в человеческом потенциале молодежи здесь выделяют: инновационно-деятельностный, интеллектуальный и культурно-ценностный элементы (потенциалы). Каждый тип потенциала, формируясь и развиваясь в созданных для него благоприятных условиях, способствует развитию остальных элементов системы. Помимо названных основных элементов важно также учитывать биологический (или физический) потенциал, характеристики которого определяются объективные данные о состоянии здоровья, а также демографический потенциал (Лапшин, 2013).

Значение человеческого потенциала заключается в том, что он служит источником для дальнейшей деятельности человека в любой сфере; именно его реализация позволяет человеку выступить в качестве субъекта социальной действительности. Соответственно, чем более развиты (сформированы) характеристики данного потенциала, тем на больший фундамент знания, понимания, умения, сформированных компетенций может опереться человек при своей реализации в практической деятельности. Реализация этого потенциала, в конечном счете, позволяет человеку выступать в качестве первоисточника социокультурных изменений, субъекта и одновременно объекта данных процессов.

Исследователи отмечают, что особенности реализации человеческого потенциала российской молодежи состоят в решающем воздействии на эту реализацию тенденции к архаизации общества в период социальных трансформаций, а также противоречия индивидуалистических и коллективистских ценностей в сознании молодежи (Ламажаа, Намлинская, 2013).

Таким образом, человеческий потенциал молодежи является ресурсом особого рода, который, формируясь обществом и культурой, способен развиваться и реализоваться при определенных условиях, оказывая существенное влияние на социокультурную ситуацию в обществе, на его развитие. Это позволяет рассматривать его как источник социокультурных изменений. Данная постановка вопроса особо значима в периоды трансформационных изменений в обществе, когда меняется система социокультурных взаимозависимостей, взаимосвязей в обществе и проблема перспектив развития побуждает искать конструктивные источники, факторы, причины, движущие силы как для теоретического осмысления происходящего, так и для практических решений по социальной политике.

Важными задачами для работы в сфере формирования человеческого потенциала молодежи являются: перестройка ценностных оценок молодежи в вопросах профессиональной ориентации, изменения отношения молодежи к престижности и прибыльности профессий в сторону реально востребованных российской экономикой; разработка качественных программ профессионального ориентирования еще до поступления в образовательные учреждения высшего образования; расширение образовательного потенциала вуза за счет наращивания прямого сотрудничество с работодателями, т. е. ориентация на конкретные предприятия при выпуске специалистов и др.

 

Лит.: Докторович, А. Б. (2006) Человеческий потенциал // Социальная политика. Энциклопедия / под ред. Н. А. Волгина, Т. С. Сулимовой. М. : Альфа-Пресс. С. 401–403; Ламажаа, Ч. К., Намлинская, О. О. (2013) Российские модели архаизации и неотрадиционализма в условиях модернизации // Современное состояние культуры и общества: особенности и перспективы развития России: сб. науч. статей / Моск. гуманит. ун-т. М. С. 99–103; Лапшин, В. А. (2013a) Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 259–263; Лапшин, В. А. (2013b) Проблема источников социокультурных изменений в социальных теориях XVIII–XXI веков // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 259–264; Луков, В. А., Погорский, Э. К., Тихомиров, Д. А. (2011) Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений // Знание. Понимание. № 4. С. 231–236; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Луков, В. А., Лапшин, В. А. (2010) Человеческий потенциал и повседневность // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 211–215; Луков, В. А. (2011) Инновационный потенциал: возможно ли его считать атрибутом молодежи // Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та,. Вып. 1. С. 7–16; Луков, Вал. А., Гневашева, В. А. (2009) Человеческий потенциал студента — образовательный потенциал вуза: По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этапы 2004–2008 гг.). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та; Человеческий потенциал : опыт комплексного подхода (1999) / под ред. И. Т. Фролова. М. : Эдиториал УРСС. 176 с.; Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение (2002) / под ред. Б. Г. Юдина. М. : Ин-т человека РАН. 266 с.

 


В. А. Лапшин