Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Рациональное потребление молодежи на рынке образовательных услуг

 

Рациональное потребление молодежи на рынке образовательных услуг – тип поведения, определяющее отношение молодежи к благу «образовательные услуги», в отношении которого в современной экономике формируется механизм спроса и предложения, а сфера хозяйственной деятельности «профессиональное образование» позиционируется как рынок.

Образовательные услуги в системе, в том числе высшего профессионального образования, характеризуются в зависимости от способа финансирования как общественное благо, производство которого обеспечивается государством, и частное благо, спрос на которое определяется в силу существующей покупательской способности населения. В начале 2010-х гг. предложение образовательных услуг высшего образования в России на 58,5% было сформировано государственными и муниципальными учреждениями высшего образования (Гневашева, 2012). В этой связи условия равновесия на рынке образовательных услуг высшего образования, с учетом характера финансирования профессионального образования, практически на 50% определяются государством. Будучи общественным благом, образовательные услуги высшего образования (ВО) характеризуются с позиции неисключаемости из потребления и неконкурентоспособности. Критерий неконкурентности формируется в силу превышения предложения образовательных услуг на сегодняшний день над спросом, что формирует существенную конкуренцию среди производителей данного блага, но не потребителей. Критерий исключаемости из потребления для блага «образовательные услуги» в отношении высшего образования определяется лишь уровнем подготовки (способностями) абитуриентов, т. е. формально — результатом Единого государственного экзамена.

Исследования показывают, что по мере роста стоимости блага «образовательные услуги ВПО» спрос на него растет быстрее, чем на благо «образовательные услуги ВПО» более дешевой категории, что обусловлено стремлением потребителей выбирать более престижные факультеты и специальности с учетом того, что в будущем можно будет рассчитывать на более интересную и высокооплачиваемую работу. По данным мониторинга «Российский вуз глазами студентов» цель поступления в вуз «получить в будущем интересную, высокооплачиваемую работу» ставили перед собой большинство опрошенных. Данная позиция остается доминирующей среди остальных возможных целей поступления в вуз на протяжении всего периода проведения мониторинга.

Исследования показали также, что существующий диапазон цен на программы высшего образования вполне коррелирует с распределением доходов населения и их расходами на прочие товары и услуги. В то же время инвестиционные ожидания молодежи в большей степени выражены по отношению к программам высшего образования более высокой стоимости как критерию и большей отдачи от инвестиций в будущем, что отражает тенденция превалирования потребления программ высшего образования большей стоимости в отношении менее дорогих. Даже при условии сокращения доходов население не стремится отказаться от получения высшего образования на платной основе, так же как и рост доходов населения не приводит к резкому росту спроса на программы ВО, что может означать, что имеющийся уровень дохода населения и распределение цен на программы ВО, а также объем предложения программ ВО позволяют в полной мере обеспечить спрос населения на образовательные услуги высшего образования.

Выбор специальности для студентов характеризуется как выбор рационального потребителя, нацеленный на ожидания приращения своего дохода по окончании вуза. И поэтому ключевую роль в выборе играет не столько сама специальность, по которой обучается студент, сколько те выгоды, которые она может ему дать в будущем в совокупности факторов с общим престижем вуза и получаемым дипломом по его окончании.

 

Лит.: Гневашева, В. А. (2012) Развитие молодежного сегмента рынка труда на основе формирования профессиональных компетенций через систему высшего профессионального образования : дис. … д-ра экон. наук. М. 362 с. 

 

В. А. Гневашева