Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Молодежь в обществе / Молодежные субкультуры / Молодежное движение

Протестные настроения молодежи

 

Протестные настроения молодежи — вид девиантного поведения определенных представителей молодого поколения (групп, организаций, индивидов) по отношению к существующим социальным позициям, традициям и нормам.

Протестные настроения молодежиМолодежь (точнее — определенная ее часть), будучи объектом пристального изучения внутри общественных и межпоколенческих процессов, непосредственно выступает как инициатор, участник и объект воздействия многих протестных движений, что предопределено социальным статусом молодежи в структуре общества, ценностной диспозицией личности молодого человека, стремлением к самоосознанию и самоидентификации, а также к поиску себя в общественных сетях.

Протестные настроения молодежи разделяются на две группы: межпоколенческие и политические. Ценностные межпоколенческие различия, являясь системообразующей  характеристикой социума, нередко оказывают импульсное влияние на формирование и политических изменений.

Изучение протестных настроений молодежи осуществляется на основе ряда социологических теорий. К. Мангейм в статье «Проблемы поколений» (Мангейм, 2000) связывает процессы в молодежной среде с социологической функцией молодежи в обществе. В «Диагнозе нашего времени» он дает определение молодежи как одного из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнедеятельность (Мангейм, 1994). В трактовке значимости молодежи Мангейм опирался на процессы в германском молодежном движении 1920-х гг. Его концепция связи поколений утвердилась в социологии молодежи, и ее влияние обнаруживается в современных трактовках социальной динамики и протестных действий молодежи. Для трактовок протесных настроений молодежи существенную роль сыграли также различные концепции конфликта поколений (Л. Фойер, М. Мид, К. Кенистон, Ч. Рейч и др.)

Более острый характер проблема молодежи, и в частности молодежных бунтов, приобретает в трактовке Н. Бирнбаума (Birnbaum, 1969). Вместе с тем критика со стороны С. М. Липсета и А. Турена состояла в обосновании особенностей институциализации университетской культуры и отделения студенчества от других молодежных групп, что тем самым отражало особенности приложения концепции конфликта поколений в западном обществе (Луков, 2012: 253).

Впервые, возникшие в Европе, студенческие протестные движения ставили своими целями  с одной стороны улучшение условий жизни, с другой – стремление к справедливости в ответ на существующие несправедливые социальные условия. Основанное в начале XIX в. в Германии студенческое объединение положило начало множеству впоследствии созданных студенческих объединений с активной гражданской позицией разного социального и политического толка.

Студенческие движения Великобритании, первоначально представленные советами студентов, отстаивающие их интересы, позднее переросли в союзы, в том числе включенные в состав национальных, цели которых трансформировались из неполитических и нерелигиозных в активное соучастие и оппонирование политическим структурам.

Протестные движения американской молодежи 1970-х гг. были представлены двумя противоположными течениями: политическим и аполитичным, где политическое направление состояло из так называемого левого студенчества; а аполитичное  было сформировано субкультурными течениями (в т. ч. хиппи). Считается, что последующий спад протестных настроений американской молодежи был обусловлен включением элементов молодежного протеста в атрибуты массовой культуры, а также «перерастанием» поколений.

Студенческое движение в России XIX — начала ХХ в. характеризовалось активной общественно-политической позицией. Цели студенческого движения трансформировались из исключительно академических в политические и составили важную часть сил, боровшихся за свержение царского самодержавия.

В современной России протестные движения молодежи оцениваются по-разному. Результаты изучения общественного мнения говорят о том, что протестные настроения в представлении общества сегодня незначительны. По оценкам ВЦИОМ в декабре 2011 г, индекс общественного протестного потенциала в России достиг своего максимума в 38 пунктов за предшествующие пять лет. По мнению россиян, основной причиной акций протеста последних лет было недовольство властью (так считали 17% опрошенных). Вместе с тем три четверти опрошенных были убеждены, что организаторам и участникам митингов не удалось ничего добиться. Половина россиян (48%) придерживались точки зрения, что волна протестного настроения спала и его возобновления пока не предвидится. Однако события 2012 г. показали, что протестные настроения могут резко возрасти в конкретной ситуации (феномен Болотной площади и т. д.).Протестные настроения молодежи

Тема протестных настроений молодежи нашла отражение в ряде исследований 1990–2010 гг. В ряду этих работ заметна брошюра Г. С. Ентелиса и Д. Г.Щипановой, в которой представлены итоги эмпирического исследования — одного из первых, специально анализирующих протестный потенциал российской молодежи (Ентелис, Щипанова, 1999). Близка по подходам публикация Б. А. Ручкина, Е. А. Гришиной, Н. А. Сериковой, вышедшая в том же году (Ручкин, Гришина, Серикова, 1999). В историико-политологическом исследовании В. А. Бурноса представлено комплексное рассмотрение протестных проявлений в среде советской молодежи в период с 1965 по 1985 г. (Бурнос, 2004). Автор проводит контент-анализ широкого круга опубликованных и архивных документальных источников. Эффективность применения концепции социального действия с учетом динамической связи «личность» – «жизненные стратегии» – «социально-политическая активность» для анализа протестного поведения современной молодежи определена в исследовании О. Ю. Гаранина (Гаранин, 2010). Феномен протестного потенциала молодежи в условиях социальной неопределенности изучался Д. В. Бушуевым (2012) и Н. Н. Пушкаревой (Пушкарева, 2013). В исследовании В. А. Котлярова представлено описание протестного потенциала субкультуры современной российской молодежи (Котляров, 2012). Автор ставит целью раскрыть социокультурные детерминанты протестного потенциала молодежного сообщества в современной России; обосновать, что молодежный радикализм как идеологическая основа протестной активности молодежи – это приверженность крайним взглядам и методам действий по достижению групповых целей молодежных организаций и объединений, отягощенная правокультурной трансформацией лично-ценностных стереотипов поведения.

В литературе рассматриваются факторы, влияющие на повышение протестной активности молодежи, механизмы системного регулирования общественных и молодежных настроений, минимизации радикальных протестов.

 

Лит.: Бурнос, В. А. (2004) Протестные настроения в молодежной среде СССР (1965–1985 гг.): дис. ... канд. истор. наук. М. 192 с.; Бушуев, Д. В. (2012) Специфика протестной активности российской молодежи в современном трансформирующемся обществе: автореф. дис. … канд. социол. наук. Ростов н/Д. 34 с.; Гаранин, О. Ю. (2010) Протестная активность молодежи в условиях политической модернизации современной России: дис. ... канд. полит. наук. Краснодар. 182 с.; Ентелис, Г. С., Щипанова, Д. Г. (1999) Протестный потенциал российской молодежи / Науч.-исслед. центр при Ин-те молодежи. М. 56 с.; Котляров, В. А. (2012) Протестный потенциал субкультуры современной российской молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп. 21 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Мангейм, К. (2000) Очерки социологии знания: Проблема поколений — состязательность — эконом. амбиции : пер. с англ. / ИНИОН РАН. М. 164 с.; Манхейм, К. (1994) Диагноз нашего времени : пер. с нем. и англ. / гл. ред. и сост. серии С. Я. Левит. М. : Юрист. 700 с.; Пушкарева, Н. Н. (2013) Протестный потенциал современной российской молодежи: автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 26 с.; Ручкин, Б. А., Гришина, Е. А., Серикова, Н. А. (1999) Российская молодежь: десять главных проблем. М. : Социум. 89 с.; Birnbaum, N.  (1969) The Crisis of Industrial Society. N. Y. 185 p.


В. А. Гневашева