Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Молодежь в обществе / Молодежные субкультуры

Неотрадиционализм молодежи России

 

Неотрадиционализм молодежи России — 1) процесс использования норм, ценностей из традиционной культуры и адаптации их к современным условиям, наиболее присущий молодежи. Он является именно механизмом адаптации к современным условиям, а не простым воспроизведением традиций, что отличает неотрадиционализм от традиционализма; 2) процесс следования молодыми людьми традиции, обладающий при этом отличными от нее характеристиками, носящими новационный характер; 3) набор социальных практик молодежи, связанный с обращением к традиционным формам поведения и ценностным ориентациям, характерным для социальных моделей традиционного общества.

В отечественной науке явления неотрадиционализма, а также родственные ему процессы архаизации и традиционализма получили освещение в трудах таких авторов, как А. И. Арнольд, А. С. Ахиезер, С. И. Артановский, Н. И. Лапин, В. Г. Федотова, И. Г. Яковенко, А. Я. Флиер, А. В. Костина, В. А. Ачкасов, Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев, Л. Д. Гудков, Ч. К. Ламажаа, С. А. Мадюкова, Е. В. Николаева и др. (Ачкасов, 2004; Гудков 2002; Мадюкова, Попков, 2011; Николаева, 2004; Ламажаа, 2013; и др.).

Подходы к исследованию неотрадиционализма неоднозначны. Так, исследователи Ю. В. Попков и С. А. Мадюкова представляют его как двоякий процесс: с одной стороны, непрерывного воспроизводства традиции, а с другой — ее видоизменения, адаптации к современным условиям. В результате осуществляется не просто следование «образцу», а происходит развитие традиции за счет инкорпорации новации. Таким образом, заключают авторы, неотрадиционализму внутренне присуща диалектика устойчивости и изменчивости, проявляющаяся во взаимообусловленности традиций и новаций (Мадюкова, Попков, 2010).

Другой подход к рассмотрению неотрадиционализма как процесса использования норм, ценностей из традиционной культуры и адаптации к современным условиям позволяет выделить различные формы такой адаптации в молодежной среде. Анализ исследователями особенностей этнокультурной жизни в центральной России, обобщение определенных форм позволили исследователям выделить три формы проявления неотрадиционализма у молодежи России (Лапшин, 2014).

Первая выделяемая форма неотрадиционализма — фольклорно-этнографическая. Она связана с воспроизводством фольклорных традиций русской этнической культуры, которое в том числе происходит на профессиональной основе с воспитательными целями, целями популяризации русской или иной национальной культуры, вписывания фольклорных традиций в современную музыкальную культуру страны и мира. Этим занимаются, например, Российский фольклорный союз, различные фольклорные музыкальные ансамбли, творческие объединения, занимающиеся организацией фестивалей и др. (Ключникова. Электр. ресурс).

Неотрадиционализм молодежи РоссииВторая форма неотрадиционализма — военно-этнографическая. Речь идет об организациях, занимающихся возрождением национальных воинских традиций (особенно они распространены в Москве, Московской и Тверской областях), которые начали свою деятельность с начала 1990-х гг. Среди них, например, традиция русского рукопашного боя — система Голицина (Базлов: Электр. Ресурс), Буза (Базлов, 2006), система Кадочникова (Кадочников, 2007) и др., которая применяется и в воспитательных целях, и для развития в целом физкультурного движения в стране, любительского и профессионального спорта. В подобные организации вовлечена в первую очередь молодежь, которой передаются исконно русские традиции ведения боя в отличие от заимствования восточных или западных боевых традиций с последующей их трансформацией.

Третья форма неотрадиционализма молодежи — неоязыческая (прежде всего, в Москве, Московской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Орловской областях). По мнению ряда современных исследователей данного феномена, современное язычество представляет собой результат духовного поиска населения, ищущего корни своей идентичности в культурных корнях российского народа до христианского периода (Серегин, 2001; Шнирельман, 2001; Ardinger, 2006).Неотрадиционализм молодежи России

Таким образом, формы неотрадиционализма молодежи России, взаимосвязаны, хотя само выделение данных форм носит достаточно условный характер. Одни из организаций более крепко оформлены идеологически, другие — менее; одни более успешны в коммерческом плане, другие и вовсе не ставят целью получение прибыли. Ускорение социальной жизни, вымывание социальных ценностей в условиях глобализации и вестернизации традиций народной культуры представляют собой не только угрозу для самой культуры, но и для морального здоровья молодого поколения, поэтому исследователи особо подчеркивают нравственное значение, которое несут в себе неотрадиционалистские движения. Неотрадицонализм молодежи выступает в форме социальной адаптации к изменяющимся условиям общества, формой социализации, альтернативой воздействия ряда других социальных институтов.

 

Лит.: Ачкасов, В. А. (2004) Трансформация традиций и политическая модернизация: феномен российского традиционализма // Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков до современности). СПб. С. 173–191; Базлов, Г. Н. (2006) Русский рукопашный бой Буза. М. 80 с.; Базлов, Г. Н. Боевая тростка [Электронный ресурс] // Русская буза. URL: http://www.buza.ru/text.php?cat_id=9&text_id=42 (дата обращения: 19.06.2015 г.); Базлов, Г. Н. Принципы и заветы князя Бориса Васильевича Голицынына-Тимофеева записанные Григорием Базловым [Электронный ресурс] http://www.russtil.ru/1files/books/Golotcin.pdf (дата обращения: 12.04.2015 г.). Базлов, Г. Н. Система князя Голицина [Электронный ресурс] // Буза русская. URL: http://www.buza.ru/text.php?cat_id=11&text_id=26 (дата обращения: 14.06.2015); Гудков, Л. Д. (2002) Русский неотрадиционализм и сопротивление переменам // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М. С. 124−147. Кадочников, А. А. (2007) Русский рукопашный бой по системе спецназа. Ростов н/Д. : Феникс. 224 с.;  Ключникова, О. А. О современных тенденциях фольклорного движения России [Электронный ресурс] // http://www.folklore.ru/article/122-folklornoedvigenie.html (дата обращения: 4.06.2015); Ламажаа, Ч. К. (2013) Архаизация общества. Тувинский феномен. М. : Либроком. 272 с.; Ламажаа, Ч. К., Намлинская, О. О. (2013) Российские модели архаизации и неотрадиционализма в условиях модернизации // Современное состояние культуры и общества: особенности и перспективы развития России: сб. науч. статей / Моск. гуманит. ун-т. М. С. 99–103; Лапшин, В. А. (2014) Формы неотрадиционализма: Северо-Западный федеральный округ [Электронный ресурс] // Научно-исследовательская база данных «Российские модели архаизации и неотрадиционализации». URL: http://neoregion.ru/szfo.html?PHPSESSID=1ce91e1b3a57218d3c4ab30aa05a582e. (дата обращения: 4.06.2015); Лапшин, В. А. (2014) Неотрадиционализм в Центральной России: формы, движения, идеология // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 102–108; Луков, В. А., Погорский, Э. К., Тихомиров, Д. А. (2011) Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений // Знание. Понимание. № 4. С. 231–236;  Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Мадюкова, С. А., Попков, Ю.  В. (2010) Социокультурный неотрадиционализм: воспроизведение традиций и воспроизводство этничности [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 2. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_6/1743-madyukova-popkov.html (дата обращения: 14.06.2015); Мадюкова, С. А., Попков, Ю. В. (2011) Феномен социокультурного неотрадиционализма / под ред. Е. А. Тюгашева. СПб. : Алетейя. 132 с.; Николаева, Е. В. (2004) Неотрадиционализм в культуре повседневности: Российская версия конца XX века : автореф. дис. … канд. культ. М. 27 с.; Всероссийская перепись населения 2010 г. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 20.11.2015); «Постфольклор» — современный русский городской фольклор [Электронный ресурс] // Magan.org.il. URL: http://madan.org.il/node/855 (дата обращения: 4.06.2015); Серегин, А. (2001) Владимир Соловьев и «новое» религиозное сознание // Новый мир. № 2. С. 134–148. Современное славянское неоязычество (обзор) [Электронный ресурс] // Славянская культура. URL: http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/jazychestvo/rodnoverie-v-rosi.html (дата обращения: 19.06.2015); Шнирельман, В. А. (2001) Неоязычество на просторах Евразии. М. : Библейско-богослов. ин-т. 177 с.; Ardinger, В. (2006) Pagan Every Day: Finding the Extraordinary in Our Ordinary Lives. Weiser Books. 384 p.

 

 


В. А. Лапшин