Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежь в обществе

Блог

Блог (англ.blog, web-loggingили blogging) — сетевой интерактивный дневник, с регулярно обновляемыми постами и комментариями к ним. Совокупность блогов называют блогосферой. Блоги классифицируют преимущественно по следующим основаниям: а) по авторству (блоги, автором которых выступают отдельные персоны, группа людей либо члены одной организации, либо организации); б) по тематике (экономика, политика, культура, наука, образование, миграция, спорт, автомобили, быт, здоровый образ жизни и многое другое); в) по целям (самовыражение, организация дискуссии, формирование общественного мнения, популяризация своей позиции по актуальным проблемам политики, экономики, культуры и т. д., создание репутации в профессиональном или ином сообществе, привлечение клиентов, поддержка нового сайта, использование новых PR-технологий и т. д.); г) по характеру сообщений (текст, фото и видео, или синтез текстового и визуального материала); д) по технической базе (автономный или использующий блог-платформу).

Высокие рейтинги блогу обеспечивают регулярность обновления постов (ежедневно или не менее 2-3 раз в неделю), качественный интерфейс, навигация (теги и т. д.), авторская позиция, индивидуальный стиль автора / блогера.

Формат интеракций ведет к их структурации. Статусно-ролевая структура блога, кроме автора / авторов включает смотрителей, участников и читателей (друзей/френдов). Смотрители обладают правом принимать в сообщество, удалять посты (записи), удалять или скрывать комментарии к сообщениям. Участники комментируют авторские сообщения. Деление на авторов и участников носит условный характер. Авторы блогов часто комментируют сообщения друг друга.

Одним из методов демонстрации и проявления власти в блогосфере становится право формировать повестку дня и навешивать ярлыки. Особый рычаг давления — возможность зафрендить (включать в ленту друзей) и расфрендить других блогеров (Социологи из Ульяновска изучили молодежь в Рунете [Электронный ресурс]).

Автором первого блога признан американский студент Джастин Холл, начавший писать посты в 1994 г. Первым популярным блогом среди пользователей Интернета считается Scripting News, который был создан известным программистом Дэйвом Вайнером. Его блог (http://www.scripting.com/) существует и в настоящее время. Продолжительное время главная страница начиналась со слов: "Дэйв Вангер, 52 года, проложил дорогу блогам...” (http://www.scripting.com/).

Самые популярные блогплатформы русскоязычных блогов: Живой Журнал (LiveJournal), Блоги@Mail.Ru, Рамблер-Планета, Я.ру, Blog.ru и другие (Веб-лекция № 2. Блоговые платформы. Электр. ресурс). Особой популярностью пользуются видеоблоги на Youtube (https://www.youtube.com/playlist?list=PL_jDhnto5T7uwFUGBEFB7vavDWrghhbBk).

Серьезную конкуренцию блогам составляют социальные сети. Большую популярность приобрели микроблоггинги. Самые популярные сервисы Iполугодия 2015 г. в порядке убывания: ВКонтакте, Instagram, Twitter (Блог. Социальные сети в России, весна 2015. Цифры, тренды, прогнозы, Электр. ресурс). По мнению некоторых авторов, оперативность микроблоггинга (более короткие записи) способствует его популярности (Косарецкий, 2011).

Молодежь остается основным пользователем блог-хостингов, средний возраст юношей и девушек не превышает 22 лет. Блогосферу называют молодежной нонкормистской территорией, характеризующейся наличием сленга, установками на овладение новых технологий и отсутствием ответственности и контроля (Социологи из Ульяновска изучили молодежь в Рунете. Электр. ресурс).

Блог-технологии активно используются в образовании. Для образовательного блога критериями качества считают следующие: образовательная направленность; авторская позиция; глубина содержания; классификация сообщений (авторы используют теги (ярлыки), которые облегчают читателям навигацию по блогу); интерактивность: аудитория блога (число друзей), посещаемость блога, соотношение количества комментариев блога заданной тематики с общим количеством комментариев блога, обратная связь и диалог с читателями, общее количество комментариев блога, периодичность обновления, соблюдение авторского права, готовность автора к обмену, к работе в сообществе; мультимедийность (авторы используют различные формы представления информации видео, фотографии, карты, опросы); письмо (авторы пишут литературным языком, блог читается с интересом); новаторство (в оформлении блога используются новые технические возможности — микроблоггинг, RSS-потоки и т. д.); приобщение (авторам удаётся вовлечь читателей в процесс создания собственных блогов) (Косарецкий, 2011: 163).

Проблемы сетевого взаимодействия молодежи (детских и молодежных общественных объединений, органов ученического и студенческого самоуправления), вопросы реализации различных проектов по сетевому взаимодействию молодежи активно обсуждаются в научном сообществе и на молодежных форумах (Прутченков, 2010).

Блоги становятся объектом социологических исследований: выявляется тематическая структура блогосферы, ее динамика, процессы формирования дискуссионных сообществ. Для анализа текстов блогов используются кластерный анализ и тематическое моделирование (Кольцова, Маслинский, 2013).

Лит.: Веб-лекция № 2. Блоговые платформы. [Электронный ресурс] // URL: http://blogoshkola.livejournal.com/516.html (дата обращения 08.08.2015); Блог. Социальные сети в России, весна 2015. Цифры, тренды, прогнозы [Электронный ресурс]) // URL: http://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-vesna-2015-cifry-trendy-prognozy/ (дата обращения 25.09.2015); Кольцова, О. Ю., Маслинский К. А. (2013) Выявление тематической структуры российской блогосферы: автоматические методы анализа текста // Социология: 4М. № 36. С. 113–138; Косарецкий, С. Г. (2011) Блог директора школы: сегодня это удобно, завтра — необходимо // Народное образование. №2. С. 161–163; Прутченков, А. С. (2010) Сетевые молодежные проекты: старт дан на летних межрегиональных форумах // Народное образование. №3. С. 155–160; Социологи из Ульяновска изучили молодежь в Рунете [Электронный ресурс] // URL:http://ulgrad.ru/?p=1943 (дата обращения 08.08.2015).

 


Н. А. Селиверстова