Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Рискологическая концепция молодежи Ю. А. Зубок

 

 

 

Рискологическая концепция молодежи Ю. А. Зубок — теоретическая концепция, трактующая риск как одно из сущностных свойств молодежи. Концепция выдвинута российским социологом молодежи Юлией Альбертовной Зубок.

В рискологической концепции молодежи соединились опыт социологической школы Института социально-политических исследований РАН и теоретические идеи современной мировой социологии. От школы социологии молодежи ИСПИ РАН, заложенной работами В. И. Чупрова, в концепции Ю. А. Зубок идет линия на исследование социального развития молодежи. От работ У. Бека, Э. Гидденса, А. Д. Урсула, Н. Л. Смакотиной, в какой-то мере Н. Лумана, М. Дуглас, Д. Луптон и др. исследовательница получает методологию социологического исследования риска и социальной неопределенности. Понятие риска приобретает характер методологического средства для описания и понимания молодежи.

Риск теоретически рассмотрен и показан на эмпирическом материале как одно из сущностных свойств молодежи (Зубок, 2007: 165–172). Согласно концепции Зубок, риск, будучи социально обусловленным, возникает (1) в связи с переходным состоянием молодости как фазы жизненного пути и реализуется в процессе инновационной деятельности молодых людей; (2) под влиянием нового этапа социокультурной эволюции изменений в процессе передачи социального опыта между поколениями; (3) в силу кардинальных изменений механизма социального взросления как следствие увеличения продолжительности социальной транзиции. При этом риск признается сущностной характеристикой молодежи не только на социально-групповом, но и на индивидуально-личностном уровне (Зубок, 2003: 197–199, 209, 213). Соответственно этому, по Зубок, риск может рассматриваться как мера противоречия (1) в диспозиционной структуре личности, (2) между объективной и субъективной формами существования самого риска, (3) между способами его рационализации (там же: 214, 217–235). В разнонаправленности развития молодежи проявляется противоречие между объективной и субъективной формами риска (соответственно между средовой и деятельностной формами) (там же: 189). Среди прочего, это предполагает рассмотрение применительно к молодежи социальной девиации с акцентом не на отклонении от принятых в обществе норм, а на процессе социального развития (там же: 227, 266).

В концепции Зубок все многообразие препятствий, возникающих в процессе развития молодежи и усиливающих риски в ее среде, сводится к связанным с (1) неравенством социального статуса, (2) характером взаимодействия с социальными институтами, (3) социокультурными особенностями молодых людей (там же: 94). В последующих работах Зубок развивает эту мысль, выявляя характеристики молодежного экстремизма, который рассмотрен не сам по себе (хотя и этот путь правомерен), а в опоре на социально-воспроизводственную теоретическую концепцию молодежи. Из последнего обстоятельства следует, что молодежный экстремизм следует связывать с неопределенностью переходного характера социального положения молодежи, который усиливается неопределенностью, свойственной современному этапу развития российского общества как общества риска (Чупров, Зубок, 2009: 17). В этом же направлении (соотношение неопределенности и определенности) выполнено исследование В. И. Чупрова, Ю. А. Зубок и Е. А. Певцовой относительно поведения молодежи в условиях социально-экономического и финансового кризиса 2000-х гг. (Чупров В. И., Зубок Ю. А., Певцова , 2009).

В работах Зубок сформулированы новые подходы к изучению социальной интеграции молодежи в социальную структуру, изучены практики социального исключения, раскрыты социально-регуляционные детерминанты риска в развитии молодежи (Зубок, 1998ab; 2003; Чупров, Зубок, 2011). Рискологическая концепция молодежи открывает перспективы понимания современных социальных феноменов и процессов.

Рискологическая концепция молодежи не претендует на обобщение относительно молодежи для всех времен и народов. Как показывает Зубок, «В общественно-исторической ретроспективе риск не всегда выступал сущностным свойством молодежи как социальной группы, в определенном смысле риск явился продуктом обще­ственной эволюции, хотя опасность существовала всегда… Проникновение риска в структуру сущностных свойств мо­лодежи происходило под влиянием нового этапа социокультур­ной эволюции, связанной с изменением процесса передачи со­циального опыта от поколения к поколению» (Зубок, 2007: 170–171). Такой подход к концептуализации молодежной проблематики оправдан и задачами эмпирических исследований, и по существу. Молодежь — феномен исторический, хотя молодые всегда были в человеческом обществе. В данной концепции это обстоятельство верно уловлено. Перспективы дальнейшего развития рискологической концепции молодежи, по всей вероятности, связаны с осмыслением эмерджентных свойств этой общности, формируемых в противодействии все более напряженным условиям повседневной жизни людей даже в самых благополучных странах (Луков, 2012ab).

 

 

Лит.: Зубок, Ю. А. (1998a) Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества / ИСПИ РАН; НИЦ при Ин-те молодежи. М. 141 с.; Зубок, Ю. А. (1998b) Исключение в исследовании проблем молодежи // Социол. исследования. № 8. С. 47–56; Зубок, Ю. А. (2003a) Проблемы риска в социологии молодежи. М. : Моск. гуманит.-социальн. академия. 268 с.; Зубок, Ю. А. (2003b) Риск как фактор социального развития молодежи : дис… д-ра социол. наук. М. 335 с.; Зубок, Ю. А. (2007) Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М. : Мысль. 288 с.; Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2009) Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М. : Academia. 320 с.; Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2011) Социология молодежи: учебник.  М. : Норма : ИНФРА-М. 335 с.; Чупров, В. И., Зубок, Ю. А., Певцова, Е. А. (2009) Молодежь и кризис: диалектика неопределенности и определенности в социальном развитии. М. : ОАО «ТИД «Русское слово — РС». 176 с.; Луков, В. А. (2012a) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация. 528 с.; Луков, В. А. (2012b) Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // Социол. исследования. № 1 (333). С. 5–16.

 

 

Вал. А. Луков