Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Социальная концепция молодежи В. Фридриха

 

Социальная концепция молодежи В. Фридриха — совокупность теоретических положений, выдвинутых директором Центрального института исследований молодежи (ЦИИМ) в Лейпциге (Германия, тогда – ГДР) Вальтером Фридрихом (1929–2015) в 1960–1980 гг. и выступавших как теоретическая платформа проводившихся ЦИИМ эмпирических исследований.

В концепции ЦИИМ в явной форме выражены важные черты концепций молодежи, разработанных к началу 1980-х годов параллельно в ряде стран — СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии и др. (Луков, 2012).

Уже в первых публикациях ЦИИМ концептуального характера В. Фридрих ясно обозначил молодежь как макрогруппу, как одно из «больших социальных единств» (Jugend heute, 1966: 57). Социальная концепция Фридриха (Jugend heute, 1966; Friedrich, 1976; Критика буржуазных теорий молодежи, 1982: 252–311) строится на положении, согласно которому молодежь образует «самостоятельную популяцию общества»), следовательно, исходной позицией для определения молодежи является не этап развития человека в онтогенезе, период юности, а конкретно-историческое общество. Генерализирующие характеристики молодежи вне конкретных состояний социума, согласно данной концепции, не должны иметь места. Способ, каким может анализироваться молодежь, состоит в установлении «социально-демографических критериев» (здесь Фридрих следует за рядом советских авторов, в частности за С. Н. Иконниковой). Сущность социальной концепции молодежи предопределена, по Фридриху, необходимостью выработки четкой стратегии, учитывающей специфические особенности и интересы молодежи, и, в свою очередь, решающим образом способствующей развитию личности молодых людей. Для данной концепции первостепенная задача — обосновать инструменты молодежной политики, которая различается в обществах с разной политической системой.

«Социалистическая политика в отношении молодежи, — подчеркивает Фридрих, — основана на принципиально новой идеологической концепции молодежи» (Критика…, 1982: 271). Это положение особо отчетливо проясняет то, что характерно для ряда других концепций молодежи (П.-Э. Митева, А. Райчева и др.), но менее явно выражено. Итак, по Фридриху, теоретически трактовка молодежи должна исходить из того, какова принятая в обществе система молодежной политики.

Только при тенденциозной критике (а такая критика и ныне имеет место) данная позиция может быть отвергнута как противоречащая научной объективности, поскольку прямо связана с социальным заказом (партийной директивой и т. п.). Системообразующим для концепции Фридриха является не политический релятивизм, а фундаментальное положение марксистской социологии о социально-классовой дифференциации общества. Кроме того, концепция исходит из активной роли социального знания в преобразовании общества.

В действительности, реальный феномен «молодежь» в очень большой мере зависит от субъективных обстоятельств молодежной политики, включая и документально закрепленное мнение политической верхушки по этим вопросам. Фридриху удалось не только заметить данное важное обстоятельство и не только не проигнорировать его в угоду узко понимаемой научности, но и придать ему концептуальный характер. В рамках его концепции сама цель исследования молодежной проблематики включает выработку высокоэффективных методов управления молодежью (Jugendforschung, 1967. Nr. 1–2: 11). В этом положении отразилось время — и в смысле особенностей социалистической модели общественного устройства, и в смысле уверенности в том, что наука повышает степень управляемости людьми.

Столь идеологизированная общая концепция исследований ЦИИМ вовсе не означала отказа от изучения проблем, волнующих саму молодежь. Здесь исследователи ГДР, включая в первую очередь Фридриха, демонстрировали подготовленность к междисциплинарному обеспечению исследования таких сложных тем, как сексуальная жизнь молодежи и т. д. (Starke, 1980; Starke, Friedrich, 1984, Штарке, Фридрих, 1991).

 

Лит.: Критика буржуазных теорий молодежи (1982) : пер. с нем. / общ. ред. и предисл. Б. К. Лисина. М. : Прогресс. 335 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Штарке, К., Фридрих, В. (1991) Любовь и сексуальность до 30 лет : пер. с нем. / предисл. И. С. Кона. М. : Высш. шк. 383 с.; Friedrich, W. (1976) Jugend und Jugendforschung: Zur Kritik der bürgerlichen Jugendpsychologie und Jugendsoziologie. Zu theoretischen und methodologischen Positionen der marxistisch-leninistischen Jugendforschung. Berlin : Deutscher Verl. der Wissenschaften. 193 S.; Jugend heute (1966) . Theoret. Probleme, empir. Daten, pädagog. Konsequenzen / W. Friedrich (Hrsg.). Berlin : Deutscher Verl. der Wissenschaften. 200 S.; Starke, K. (1980) Junge Partner : Tatsachen über Liebesbeziehungen im Jugendalter. Leipzig–Berlin. 191 S.; Starke, K., Friedrich, W. (1984) Liebe und Sexualität bis 30. Berlin : Deutscher Verlag der Wissenschaften 354 S.

 


Вал. А. Луков