Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Теории молодежи / Молодежные субкультуры

Группа равных

 

Группа равных (peer group) — неформальная группа, принадлежность к которой определяется какими-либо общими социально-статусными характеристиками (пол, возраст, этническая принадлежность, профессия и т. д.). В исследовательской практике понятие «группа равных» обычно применяется к возрастным группам детей и молодежи, особенно в отношении подростковых групп, где равенство статуса приобретает исключительно важное значение для каждого из членов группы. Выделение группы равных как агента социализации проведено Т. Парсонсом (см.: Социализации теория Т. Парсонса), который впервые теоретически осмыслил социализационную роль подобного рода неформальных сообществ, в известном смысле противостоящих по своему влиянию и механизмам воздействия на личность тем сообществам, которые индивидом не выбираются (для молодежи, в частности, — семья, школа). В ранних трудах Парсонса идея о функциональном значении общения в группах равных для освоения общественных норм была представлена в тесной связи с характеристикой таких групп как закрытых сообществ со своей субкультурой. В литературе по подростковым группам как группам равных подчеркивается, что для них характерны: высокая степень социальной солидарности; иерархическая организация; определенный кодекс чести, который или отвергает опыт и ценности взрослых, или противостоит им. С последним обстоятельством связывается то, что в обществе распространено негативное отношение к подростковым группам или, по крайней мере, опасение, что такие группы по своей природе склонны к девиациям.

Группа равныхРазвитие теории группы равных связано с формированием концепции «возрастных групп» (age groups) Ш. Н. Эйзенштадта, которую он изложил в своей книге «От поколения к поколению» (1956). Эйзенштадт рассматривает возрастную группу в связи с «возрастным рангом» (age grade), подчеркивая, что заимствует термины у А. Р. Радклиффа-Брауна, для которого возрастной ранг — это «при­знанное разделение жизни индивидуума как переходы от младенчества до старости» (Eisenstadt, 1966: 325). Анализ функционирования возрастных групп, основанный на сравнительном изучении различных обществ — «примитивных, исторических и современных», приводит автора к выводу, что при определенных условиях в процессе социализации особо важную роль играют гомогенные возрастные группы. Эйзенштадт подчеркивает: «Гомогенные возрастные группы... имеют тенденцию возникать в тех обществах, в которых семейство или родовой союз не могут гарантировать достижения полного социального статуса его членами или даже препятствуют этому» (Ibid.: 54). Таким образом, основное внимание уделено противоречиям, которые возникают между различными способами общественного устройства и с которыми имеет дело социализационный процесс. Причем этот процесс понимается широко — как разворачивающийся на разных уровнях институциализации и обусловленный разными уровнями социальной структуры.

Концептуальный характер имеет выделение Эйзенштадтом и последующими исследователями трех основных характеристик, существенных для понимания феномена группы равных в рамках социологии молодежи:

1. Возраст выступает как критерий членства в молодежной группе (при разделении своих–чужих), хотя это не слишком строго определено или этого твердо не придерживаются. Молодежные группы охватывают всю юность и только самую раннюю стадию взрослости, и членство в них не только не универсально, но и не одинаково распределено во всех секторах общества.

2. В пределах всех современных групп молодежи небольшие первичные группы формируют основное ядро, которое может или не может быть включено в более широкие формальные организации.

3. Все современные молодежные группы исполняют главным образом предварительные задачи и концентрируются на рекреационных и культурных действиях их членов. «Они регулируют только внутренние отношения их членов и их поведение, но не их поведение в полном объеме и не поведение других членов общества». (Ibid.: 111).

Итак, по Эйзенштадту, семья, несущая в себе черты более ранних форм социальной организации, в своих социальных ориентациях расходится с новыми компонентами социальной структуры и не в состоянии обеспечивать должным образом социализацию индивида. Ее место в социализационном процессе занимает молодежная группа, которая выполняет как интеграционные, так и дезинтеграционные функции. В молодежных группах происходит смена ролей — от тех, которые устанавливаются родственным окружением, к тем, которые исходят из требований общества. Такой переход имеет вид совместной борьбы молодежи против ролей, навязываемых взрослыми. Особенности образования молодежных групп, связанные с обеспечением смены социальных ролей, предопределяют их потенциально девиантный характер.

К концепции Эйзенштадта было привлечено внимание в период анализа студенческого бунта 1960-х гг. В частности, Парсонс использовал трактовку Эйзенштадтом «возрастных групп» для анализа американской молодежи, уточняя свою концепцию группы равных. В российской социологии молодежи термин «группа равных» применяется редко (Луков, 2012).

См. также: Возрастных групп концепция Ш. Эйзенштадта.

 

Лит.: Eisenstadt, S. N. (1966) From Generation to Generation: Age Groups and Social Structure. N. Y. : The Free Press; London : Collier — Macmillan Ltd.  357 p.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.


 

Вал. А. Луков